Skip to main content

Об образовании

№ 19 (1722) 21.02.2011 г.

Нет, тема явно всколыхнула общество. За туманной завесой «реформы образования» явственно просматривается стремление властей все упростить, опошлить и сделать платным. А уж когда был опубликован Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС), тут все просто ахнули. Начали писать письма Президенту, Премьеру, депутатам, министру образования… Смысл писаний был примерно одинаков у всех: «Работает — не трогай! И не понижай планку!» А то, что планка нашего образования будет в очередной раз понижена, ни у кого не вызывает сомнений. Как говорится, «Просим пристегнуть ремни и придать спинкам кресел вертикальное положение. Наш самолет «Россия» приступает к снижению» Хотя по факту этот самолет уже давно снижается.

На протяжении всей своей истории люди теряют какие-то навыки, а какие-то, наоборот, приобретают. К примеру, почти никто не умеет сегодня разводить костер с помощью трущихся палочек, стрелять на скаку из лука, правильно запрячь лошадь, косить траву… Да, многие знания и навыки потерялись. И это нормально. Человечество движется по пути усложнения, углубления, разветвления и специализации, и простые крестьянские навыки умерли сами собой.

И сегодняшнему школьнику не нужно уметь собирать автомат Калашникова (или нужно? чему их учат на ОБЖ?) и знать основные работы Владимира нашего, извиняюсь, Ленина. Правда, вместе с водой выплеснули и ребенка — астрономию, к примеру. И современные школьники смотрят в небо, как баран на новые ворота, если, конечно, не интересуются Вселенной специально. Вместо астрономии у них новый предмет — «Основы духовно-нравственной культуры». Считается (интересно, кем?), что знание основных мировых религий и то, какой народ как уверовал, в сегодняшнем мире нужнее, чем знание каких-то там созвездий…Свиньям небо не нужно — им анатомия не позволяет.

Это в советское время ужасная тоталитарная власть, проповедуя государственный терроризм, просто за волосы тащила всех к свету знаний. Взять хоть газеты и журналы 60-х годов — какая тогда наблюдалась тяга к знаниям, сквозящая в каждой строке, на каждой странице! Именно это стремление все познать позволило нам шагнуть в космос, построить подводный флот и почти полвека грозно играть атомными мускулами во всем мире. Это я не к тому, что давайте играть этими мускулами дальше, а к тому, что все инженеры, физики, химики, математики, электронщики и прочие высоколобые профессионалы всасывались в Советском Союзе гигантским военно-промышленным комплексом, как пылесосом. Они все были нужны. При этом чем лучше у тебя соображала голова, тем более секретным специалистом ты был.

А сегодня реалии таковы, что квалифицированные специалисты с высшим образованием, инженеры и физики просто не смогут найти в России работы, достойной их квалификации. Молодое поколение ученых и инженеров не пойдет работать охранниками на автостоянку — путь их лежит на Запад, где очень любят русские мозги и классическое базовое русское образование.

Инженеры сегодняшней России не нужны. Ей нужны дворники, грузчики, охранники, продавцы, уборщики, сельскохозяйственные рабочие, неквалифицированные строители и отделочники. В общем, все те, кто приезжает к нам из ближнего зарубежья и кого называют гастарбайтерами. Без них современная российская экономика просто остановится. Нефтяная труба пересохнет…

При этой власти так и будет: самые умные будут уезжать на Запад и поднимать экономику богатых стран, к нам будут приезжать самые умные с востока и юга со своими патриархальными крестьянскими ценностями, и мы будем их обучать, пытаться прививать им нашу культуру и пытаться делать из них нормальных российских потребителей — с вечернем пивом на диване под любимый телесериал. Сегодня уезжают примерно 60 тысяч россиян ежегодно — самых квалифицированных. Приезжает, по разным оценкам, от 100 тысяч до нескольких миллионов (кто их считал-то?!). Незаметно наша страна превращается из Родины Капицы и Ландау в место жительства Равшанов и Джумшутов. И понятно, что ее лицо неотвратимо меняется, и будет меняться дальше. И не в лучшую, полагаю, сторону.

Отдельная «песнь скорбей» — качество наших учителей. Те, советские, старой школы, уходят в силу возраста. На смену им приходит «племя младое, незнакомое», в выборе профессии руководствовавшееся злобной присказкой «Ума нет — иди в Пед!». У этих людей чуть меньше принципов, чуть больше меркантильности, чуть меньше стремления отстаивать свое мнение, чуть больше гибкости в суждениях. Поколение новых учителей не считает работу в школе делом жизни, и тем более, примером жизненного успеха. Они как-то молчаливо согласились с тем, что пример жизненного успеха — это Абрамович, Дерипаска и Хлопонин. А быть учителем — стремно, как мне недавно объяснила бывшая учительница начальных классов, ныне работница туристической компании.

Забота российских «государственных мужей» сегодня в том, чтобы бесперебойно работали нефтяная и газовая трубы да чтоб лес вывозился. Для этого ученые не нужны. И по факту получается, что чем лучше работает наша школа, тем больше будет уезжать наша молодежь в другие страны. Нынешнее российское государство и школа работают в противофазе (вы же еще учили физику — знаете, что это такое). Даже не хочется задавать вопрос: кто кого? Государство проведет «оптимизацию затрат», сделав образование платным, примет новый закон об образовании и новый стандарт для того, чтобы сделать наших детей более тупыми и более управляемыми. И знаменитая на весь мир русская школа тихо умрет сама собой.

В общем-то, это закономерное продолжение путинской политики, когда «все нафиг» или, извиняюсь, на продажу, а государство ни за что не отвечает. По лесному кодексу оно не отвечает за лес, по водному — за водоемы, по жилищному — за жилье. А по новому закону об образовании, оно радостно скидывает с себя еще одну заботу.

Образование в этой стране ничто не спасет.

«Самолет «Россия» идет на снижение».

 

Дмитрий Головин

novayagazeta.ru