Skip to main content

Фильмы на запрещенные темы

№ 19 (1722) 21.02.2011 г.

В Челябинске завершился «Манифест Frontline — 2011». Он проходил с 14 по 16 февраля.

     Frontline Club был основан в Лондоне в 2003 году журналистами-фрилансерами, работающими в зонах военных конфликтов. Москва, Пермь, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск — короткий список городов, где российский Frontline организует дискуссии и бесплатные показы фильмов при поддержке Центра экстремальной журналистики.

     В Челябинске «Frontline» проходит уже второй раз. В течение трех дней шли показы и дискуссии о восьми документальных и одном игровом фильме.

    Почти символично фестиваль опять начался с документального фильма об убитой журналистке «Новой газеты». В прошлый раз была картина об Анне Политковской. Сегодня фестиваль открыла картина Валерия Балаяна «Любите меня, пожалуйста» об Анастасии Бабуровой, застреленной 19 января 2009 года.

    Репутация картины, прямо скажем, скандальная. Ее неоднократно снимали с фестивалей и запрещали к показам. Сам режиссер не скрывает, что и в его адрес поступали угрозы. А в Новосибирске студентов, собравшихся на просмотр фильма, просто избили. К счастью, в Челябинске все ограничилось лишь тайно нарисованной свастикой на афише фильма, висевшей возле кинозала.

    На пресс-конференции Юрия Бурцева, координатора проекта в России, спросили, как происходит отбор фильмов для фестиваля.

— Мы живем в стране «победившего гламура». И это уже сказывается на психическом здоровье нации, — ответил он. — Мы выбираем такое кино, которое хоть немного компенсирует состояние аморфности общества. Кино, которое заставляет думать, размышлять, осознавать, анализировать.

    Зрительские комментария доказывают это. «Фестиваль как глоток свежего воздуха, которого часто не хватает. После фильмов и обсуждения начинаешь верить, что у каждого есть возможность что-то изменить в журналистике, в обществе, в головах людей», — поделилась впечатлением Юлия Аухатова, студентка 4 курса факультета журналистики Челябинского университета.

    Именно будущие журналисты составили основную аудиторию зрителей. Вместе они бурно обсуждали проблему свободы слова после фильма режиссера Рекса Блумштейна «Свободный разум». Фильм состоит из восьми коротких историй о жертвах цензуры из разных стран: Мали, Бирме, Китае, Алжире, Испании, Гватемале, Швеции, Великобритании. Без истории из России фильм получился неполным. Как рассказал Юрий Бурцев, Ольга Романова (журналист опять же «Новой газеты») должна была представлять нашу страну. Но в последний момент журналистка не смогла участвовать в съемках.

    «Любите меня, пожалуйста» Валерия Балаяна, «День шахтера» Андрея Грязева, «Гоп-стоп» Павла Бардина и многие картины из «Frontline списка» вряд ли когда-нибудь покажут по телевидению. Это понимают и сами режиссеры:

— Можно назвать 5-7 запрещенных тем для массового кино, например тема революции, Кавказа, фашизма. Снимать на острые и живые темы хочется, но не под каждую идею можно найти деньги, — рассказал Павел Бардин, приехавший на фестиваль в последний день.

    К счастью, на «Frontline» такие фильмы не только показывают, но и обсуждают вместе со зрителями, режиссерами и сценаристами.

 

Лена Волгина,

«Новая на Урале»,

Челябинск

novayagazeta.ru