Skip to main content

Неоправданная жестокость

 «Если мы не знаем историю нашей родной страны, то мы живем без совести, не зная ничего о жизни и мире в целом» — под таким лозунгом в историко-просветительском правозащитном обществе «Мемориал» прошла выставка, посвященная жертвам сталинских репрессий 30-40 годов, трагической депортации чеченского и ингушского народа.

 

Есть такая дата в российской истории, о которой предпочитают не говорить и не вспоминать. Дата эта — 23 февраля 1944 года, день мужества, омраченный трагическим событием — депортацией чеченского и ингушского народа Советской властью. Подробнее узнать об этом событии у современных школьников почти нет возможности. К счастью, мне и моим сверстникам повезло: мы побывали в правозащитном обществе «Мемориал» в Екатеринбурге, где была организована небольшая, но емкая по материалам выставку. Все интересующиеся могли посмотреть и почитать различные книги, документы, фотографии в память о депортации чеченцев и ингушей. Анна Пастухова, председатель местного «Мемориала», рассказала нам о событиях, произошедших в тот день.

Большинство посетителей интересовал вопрос: почему массовая депортация прошла именно в праздничный день? Ответ оказался прост: в праздник собрать народ гораздо легче, чем в обычный день. Все было продумано до мелочей. 23 февраля мужчины были приглашены на праздник — сельский сход (люди жили в основном в селах), где их собрали и насильно увезли на вокзал, оттуда их отправили в отдаленные районы Казахстана и Киргизии. Совершалась эта операция с особенной жестокостью, мужчинам даже не дали собраться и попрощаться с родными. Правда, членам их семей дали небольшое время на сборы и также отправили на вокзал, где некоторым из них удалось найти главу своего семейства, но далеко не всем. День был холодным, выпал снег, который бывает в тех местах очень редко. Месяц добирались до Казахстана, где местные жители, к счастью, проявили сочувствие и человеколюбие, приняв мигрантов и предоставив им хотя бы небольшую возможность трудоустройства.

С проблемой депортации по национальному признаку и проблемой трудоустройства столкнулась и Наталья Эстемирова, журналистка и активная правозащитница. До 1998 года она работала в школе № 9 города Грозного, а затем занялась журналистикой и трудилась в рамках организации «Мемориал» в городе Грозном. Работая учителем, Наталья Хусаиновна попросила своих пятиклашек написать о том, как выселение народов коснулось их семей, и вот что писали дети:

«Всех поместили в грязные вагоны для скота и отправили в неизвестную дорогу. Все плакали, в глазах мужчин стоял страх и отчаяние. Больных и не ходячих, по рассказам моего дедушки, расстреляли, чтобы с ними не возиться…»

«Люди хотели домой, скучали по природе: по родникам и горам. Они думали, что вернутся домой скоро…»

«В шесть часов утра прабабушка встала, принесла последнюю муку и стала печь лепешки, не успела она испечь двух лепешек, как кто-то сильно постучал в дверь, от стука прадедушка и дети проснулись, прадедушка открыл дверь, там стояли солдаты, они сказали: «Выходите, вас выселяют!». Прадед не понял и спросил: «Что?», они выкинули его на улицу и стали бить, дети плакали и повторяли: «Не бейте! Не бейте!». Прабабушка хотела взять две лепешки, которые лежали на столе, но один солдат ударил ее по голове прикладом, и она потеряла сознание. Когда она очнулась, то они были уже в пути…»

«Из рассказов моих дедушки и бабушки я знаю, что мой народ был брошен в Сибирь на вымирание, но, тем не менее, мои родственники и многие другие чеченцы выжили в ссылке и в 1957 году вернулись обратно в Чечню…»

Детский взгляд на эти события только в очередной раз подтверждает то, что выселение народов происходило с особой жестокостью, с насилием над людьми. Лишь в 1957 году выжившим чеченцам было разрешено вернуться на родину, им пришлось начинать там совершенно новую жизнь: заново строить дома, заводить хозяйство.

«Чеченцы и ингуши были выселены абсолютно несправедливо, ведь нельзя, чтобы весь народ отвечал за поступки нескольких человек. Об этом, кстати, говорил и Н.С Хрущев 25 февраля 1956 г. в своем докладе: «В сознании не только марксиста-ленинца, но и всякого здравомыслящего человека не укладывается такое положение: как можно возлагать ответственность за враждебные действия отдельных лиц или групп на целые народы, включая женщин, детей, стариков, коммунистов и комсомольцев, и подвергать их массовым репрессиям, лишениям и страданиям». Я думаю, что этот факт — трагедия не только для чеченского и ингушского народа, но и для всей страны, если в ней допускается столь жестокое и бесчеловечное обращение с людьми», — считает Людмила Цалковская, преподаватель истории.

Мы должны знать правду о репрессиях и войне, ведь это наша история. 478 тысяч 479 человек было депортировано. Учитывая, что многие из этих людей так до конца и не поняли, почему их выселили (а официальная причина была обозначена, как пособничество фашистам), то это действительно страшные цифры.

 

юнкор Елизавета Мозгалева,

«Новая на Урале»

Екатеринбург

novayagazeta.ru