Skip to main content

Искусство в заложниках

"Новая газета на Урале"

 Почему нужно платить москвичам, чтобы в Екатеринбурге остался Уральский минералогический музей?

   Луч фонаря скользил с одного объекта на другой. Некоторые из посетителей, увидев очередной экспонат, едва сдерживали вздох восхищение. Только говорили почти шепотом — темнота настраивала на таинственный лад, когда громкие голоса лишь раздражают. Внимали каждому слову экскурсовода… Пожалуй, такие экскурсии случаются в природных заповедниках — пещерах. Ну и в центре Уральской столицы, пожалуй, мрак средь бела дня тоже возможен. Только объяснить доходчиво немецкой делегации, почему в уникальном по собранной здесь коллекции камней минералогическом музее нет света, оказалось невозможно. Ну не понять педантичным немцам нашей суровой коммерческой реальности.

   Раньше Уральский минералогический музей или попросту камня, как его окрестили скорые на выдумку уральцы, славился на всю Россию своими уникальными экспонатами, тщательно и с любовью собранные под одной крышей профессиональным коллекционером В.А. Пелепенко. Да что лукавить, он и сегодня принимает гостей со всей страны и не только — увидеть уникальные уральские самоцветы стремятся знатоки из ближнего и дальнего зарубежья. Да только к музейной славе прибавилась еще одна слава, а точнее молва, и вызвана она не поступлением новых образцов или открытием новых минералов. Все намного банальнее — общественность взволновал факт попытки рейдерского захвата помещения музея. По-другому и не скажешь. Эта ситуация не напоминала бы так сильно 90-е годы, если бы Владимиру Пелепенко не пришлось отстаивать свои права и собственность музея в одиночку. Правительство Свердловской области в этом конфликте отказывается хоть как-то участвовать. А ведь когда-то чиновники столько слов потратили на похвалы в адрес этого музея.

   В 1999-м году для размещения экспозиции музея при содействии Министерства культуры Свердловской области было найдено помещение в центре Екатеринбурга по адресу ул.Красноармейская, 1, в здании — памятнике архитектуры — гостиницы «Большой Урал». Постановлением Правительства Свердловской области помещение, в котором раньше располагался гостиничный ресторан, было передано В.А. Пелепенко в безвозмездную аренду на 20 лет. После длительного ремонта, который Владимир Андреевич сделал за свой счет, так как помещения были в аварийном состоянии, экспозиция была открыта 26 декабря 2000 года. С тех пор музей принял почти 90 тысяч посетителей из России и 63 стран мира. Экспозиция состоит из 2000 тысяч экспонатов. И еще 15 тысяч хранится у Владимира Пелепенко дома. Воде не так давно музей отпраздновал свой первый юбилей — 10 лет работы, а сегодня его дальнейшее существование уже под большим вопросом, потому что помещения, которые занимает музей, перешли в собственность организации, которая пытается выселить экспозицию вместе с сотрудниками музея.

   Помещения по адресу ул. Красноармейская, 1 в 90-е годы были в региональном ведомстве. И Эдуард Россель, экс-губернатор Свердловской области, в свое время передал помещения Пелепенко со словами:

— Этот музей будет служить всей России, прославляя богатства Урала.

   На сегодняшний день коллекция, которая представлена в музее, имеет высокую научную и художественную ценность, является не только лучшим собранием камней в Екатеринбурге, но и одним из лучших в России. В мире подобных коллекций всего несколько. На базе коллекции В.А.Пелепенко были организованы ряд выставок в музеях России (Москва, Ялта, Нижний Тагил и др.). Чтобы попасть сюда на экскурсию необходимо записываться заранее, потому что желающих очень много. Так же в музей часто приезжают иностранные делегации.

   Теперь квадратные метры передали в федеральную собственность. И начались проблемы…

   Московская компания, регулярно меняющая названия (сегодня она называется ФГУП – УНЦ ИнформВЭС) под руководством Буряка Владислава Борисовича всеми правдами и неправдами старается выселить музей из помещений. По просьбе этой организации здание музея обесточили. Самое интересное, чтобы подключить помещение к электричеству потребовалось привлечь прокурату и полицию. Но так как правоохранительная система в России не расторопна, на доказательство незаконных действий по отношению к музею потребовалось 8 суток. Немцам с китайскими фонариками в руках так и не удалось объяснить, почему в такой ситуации главы городской администрации и правительства области бездействует.

   Хотя о ситуации с помещениями Владимир Пелепенко несколько раз писал губернатору Свердловской области Александру Мишарину, никакой помощи или хотя бы более-менее вразумительного ответа он не дождался.

— Мы — не единственные арендаторы, которые не нравятся или попросту не выгодны новым собственникам, — рассказал Владимир Пелепенко. — Нас банально выживают из этих стен. Не так давно здесь сгорел паб «Гордонс»… Я, конечно, не утверждаю, что их кто-то поджег, но как-то уж совсем за свое помещение страшно становится. У хозяев здания выработалась целая стратегия работы с арендаторами. Сначала господин Буряк выставляет неподъемную цену за аренду квадратного метра. Причем те, кто соглашаются платить ему не официально, а через «левую кассу», живут спокойно. А по отношению к тем, кто начинает возмущаться и бороться за свои права, применяются всевозможные, скажем так, репрессии, пуская в ход все свои знакомства с нужными в госструктурах людьми. Когда решением суда было установлено, что музей занимает помещение на законных основаниях, и никто не имеет права его выселять, тогда ко мне пришли судебные приставы с постановлением пожарных на руках и сообщили, что помещение музея не соответствует пожарной безопасности. Решением суда было установлено, что у музея все в порядке по части пожарной безопасности, а нужные для запугивания моих работников и приостановки работы музея документы были поддельными.

   Если и это не пугает арендаторов, начинается следующий этап незаконного выживания. Музей уже пережил отключение электроэнергии. Теперь в здании нет отопления. Хотя, по словам директора музея, долгов перед энергетиками у них нет. Все просто, как утверждает Пелепенко, Буряк, как формальный собственник здания, не дает добро на заключение договора между Музеем и МРСК.

   Для музейных экспонатов температурный режим благоприятный, но сотрудники замерзают. Так же в музее действует два детских кружка. Для малышей и подростков. Так что и дети поневоле оказались вовлечены во взрослую игру.

   Владимир Пелепенко уверен в своей правоте, что в этом случае закон действительно на его стороне. Музею предстоит пережить еще не один суд, чтобы отстоять свои права. Надеяться на помощь правительства В.А. Пелепенко уже не приходится. Никто из высоко стоящих чинов не реагирует на то, что уникальная коллекция – достояние России стала заложником коммерческих разборок. И пусть наш человек ко многому привык, но как объясняться с иностранными гостями, специально приехавшими на Урал ради уникальных камней?

   P.S. Для полноты картины мы попытались получить комментарий у руководителя ФГУП – УНЦ ИнформВЭС. К сожалению, господин Буряк был занят, но он пообещал дать нам полноценные ответы на все интересующие нас вопросы о сложившейся ситуации. Как только беседа состоится, мы расскажем вам о ее результатах, уважаемые читатели. Пока что впечатление одно: девушка из данной фирмы, отвечающая на наши звонки, раздражается при одном упоминании о музее камня, упорно называя его частной коллекцией.

 

Олеся ТАРАСЕНКО

«Новая на Урале»

Екатеринбург.

novayagazeta.ru