Skip to main content

Реке не жить

 "Новая газета на Урале" № 113 (1816) 10.10.2011 г.

 О затопленных кладбищах и исчезновении русского слова


В рамках XXII открытого фестиваля документального кино «Россия» приз зрительских симпатий получила картина «Река Жизни» режиссера Сергея Мирошниченко, она же была отмечен призом уполномоченного по правам человека Свердловской области «За гражданскую доблесть».

Огненная вода на заставке как стихия, вырывающаяся из берегов. Людские руки одевают дочь Енисея в оковы — перерубают очередной, пятой Богучарской ГЭС Ангару — мать деревень и сел сибирских.

В фильме «Река жизни» Писатель, Критик и Издатель едут прощаться с народом, жившим на Ангаре веками. Деревни и села расселяют, чтобы затопить для постройки ГЭС. Критика Валентина Распутина, Валентина Курбатова и Геннадия Сапронова откровенная. В лицах судьи народа, его адвоката и самого народа дискуссия разливается за берега экологии. Проблемы государственности, власти и потери русского слова превращается в полилог с проклятыми вопросами. «Всегда казалось само собой разумеющимся, заложенным в основании человеческой жизни, что мир устроен равновесно. И сколько в нем страдания, столько и утешения. Сколько белого дня, столько и черной ночи…»

Для жителей потеря малой родины — не трагедия. Прощание с деревней  превращается в праздник с плясками. Они не бьются за могилы родни с палкой в руках, как распутинская Дарья. Для них последнее лето на родной земле — не последнее в жизни. У сего поколения иная ментальность. Корни потеряны в погоне за глобализацией.

Порой не человек пишет сценарий в документалистике, а жизнь. Один из героев, издатель Геннадий Сапронов, умирает через два дня после съемок. Умирает во второй части фильма «Живая вода». Быть может, потому что по его убеждению «Смерти нет»?

Через месяц, после возращения со съемок, происходит авария на Саяно-Шушинской ГЭС.  Литературная триада будто пророчила, разрывая колокол.

Смотреть — чтобы видеть Россию сегодня. Чтобы сопережить последнему лету деревни, по которой скорбеть могли лишь современники персонажей Распутина.

 

Вера ВОРОБЬЕВА,

«Новая на Урале»

Екатеринбург

novayagazeta.ru