Skip to main content

Нужно не менять мир, а смотреть на него

"Новая газета на Урале" № 116 (1819) 17.10.2011 г.

Француз. Автор «99 франков», «Windows on the World», «Романтический эгоист», «Любовь живет три года», «Рассказики под экстази», «Идеаль», «Французский роман», «Я верую — Я тоже нет» и многих других книг.  Талантливый пиарщик. Редактор. DJ. Сценарист фильмов.  Список можно продолжать бесконечно. Этот человек не требует особого представления. В России давно знакомы с ним  и с его творчеством.  Фредерик Бегбедер…

На пресс-конференции, которая прошла  в Екатеринбурге, писатель был приглашенным гостем в рамкам культурного проекта The Art of Parliament. В центре внимания этого мероприятия современное искусство в самых разных его проявлениях. Этот проект вызвал много вопросов. Например, почему особое внимание уделили PR-компании марки сигарет? Или в каком качестве был приглашен Фредерик Бегбедер? Однако аналогичного события в городе давно не проходило, и поэтому оно привлекло немало внимания.

Арт-проект состоял из несколько частей.  В конце августа экспонировалась выставка британского архитектора и фотографа Уилла Прайса «Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде», а на уличной площадке была представлена экспозиция под названием «Новое деревянное. Русская архитектура в поисках идентичности». Гостем мероприятия тогда стал Андрей Бартенев — художник, дизайнер, мастер перформанса.

В октябре все могли ознакомиться  с двумя экспозициями Эдуарда Кубенского. Первая  — фотовыставка Structures — расположилась на трех этажах интерьерного центра ARCHITECTOR. 40 фотографий размером 70х105 см были смонтированы над головами зрителей. Съемки фотограф проводил на территории Нижнетагильского завода-музея в период с 2006 по 2010 годы.

Вторая экспозиция — «Складни» — разместилась на тротуаре, перед входом в интерьерный центр. «Складни» — это восемь скульптур, выполненных из листа горячекатаного железа.

И как водится, итогом стала встреча с Фредериком Бегбедером. Ведущий встречи пытался повернуть разговор представителей СМИ и автора в нужное русло, тематическое… Он задавал вопросы Фредерику о выставке. Но гость переводил вопрос своим сценаристам, с которыми приехал. А они на все вопросы отвечали незатейливо «oui». Создавалось впечатление, что гости еще не ознакомились с выставкой. Нетрудно догадаться, что основной интерес для журналистов представлял сам Фредерик.

Бегбедер начал разговор с того, что попытался объяснить свое присутствие на этом проекте.

— Наверное, из-за того, что я работал в рекламном агентстве, и часто имел дело с брендами, меня пригласили. Ведь насколько я знаю, бред этого мероприятия марка сигарет.

Автор с присущей ему иронией и юмором общался с журналистами. И наблюдал за публикой. Как он признался, наблюдать — это главная задача его поездки.  Фредерик готовится к съемкам фильма по книге «Идеал», который будет называться «99 рублей». Герой книги «Идеал» путешествует в двух русских городах — Москве и Санкт-Петербурге, поэтому Фредерик сейчас внимательно наблюдает за людьми в России.

Хотя у автора огромный опыт общения с русскими (он с 2000 года практически ежегодно приезжает в Россию), Бегбедер признался, что до сих пор не понимает, почему русские всегда все списывают на судьбу.

— У русских все держится на трех пластах: вера в Бога, судьба и фатализм. Это удивительно и непонятно одновременно, — поделился Фредерик. — Много лет путешествую по России, но не могу понять русский менталитет. Я за вами наблюдаю…

Но видимо не только Фредерик не может понять нас. Журналисты, присутствующие на пресс-конференции, тоже не знали, как реагировать на шутки Бегбедера. Картина выглядела примерно так: они задавали банальные вопросы, а Фредерик  недоумевал.

— Фредерик, какой вы на самом деле? — спрашивает представитель одного из изданий Екатеринбурга.

— Вы знаете, моё «я» намного круче моих ролей в обществе, — ответил Бегбедер.

После пресс-конференции Бегбедеру отыграл DJ-сет в клубе Cold.

В результате общения с французским автором в  СМИ Екатеринбурга появились публикации о прошедшем мероприятии. Главной темой стало то, как писатель поливал водкой толпу в клубе Cold и как он отыграл DJ-сет. Журналисты так же писали о том, как автор пытался понравиться публике. Хотя это спорный вопрос. Но почему-то никто не на написал о том, что на пресс-конференции мало задали вопросов, касающихся современного искусства, хотя это была тема встречи. Редкими были вопросы и о работе Бегбедера. Наверное потому, что роль француза была непонятной в данном мероприятии, и все растерялись. И гость, и журналисты. Поэтому СМИ Екатеринбурга удалось нарисовать уже привычный портрет тусовщика и скандалиста.

В то же время Фредерик Бегбедер, свободный, в обычном полувере и брюках, непосредственный, просто наблюдал и смотрел, как живут люди в другой стране:

— Не нужно стараться менять мир, а нужно просто смотреть на него.

 И, кажется, его попытки  разгадать русскую душу, понять наше «Авось….» оказались безрезультатны. Так как русские люди давно утратили свою «русскую душу», идентичность в погоне за гламуром, сенсациями, в попытках быть похожими на Запад и Европу.

 

Олеся ТАРАСЕНКО

novayagazeta.ru