Skip to main content

У всех ли детей есть право на «Труд»

"Новая газета на Урале" № 122 (1825) 31.10.2011 г.

   Современные дети все чаще задаются вопросом: нужны ли труды в школе, пригодится ли это в жизни? В прошлом веке такого вопроса не стояло, в России обучение девочек рукоделию было обязательным не только в гимназиях, но и в общеобразовательных школах. Учебный план сохранял деление предметов на обязательные и необязательные. К обязательным предметам относились Закон Божий, русский язык, арифметика, география, история, чистописание, рукоделие, физика с добавлением сведений, относящихся к домашнему хозяйству и гигиене, гимнастика. То, что среди перечисленных предметов находилось рукоделие, говорит о существенной роли этого вида деятельности для развития девочек и получения полноценного образования. Количество часов, отводимых на рукоделие, превышало количество часов по чистописанию.

   Но, сейчас не прошлый век, и, казалось бы, все, как и мир, должно развиваться, двигаться вперед, в частности и условия, и само преподавание урока труда.

Школа №143

   Когда заходишь в муниципальную среднюю школу № 143 в Екатеринбурге, видишь обшарпанные стены, тесные кабинеты и старые парты. Взглянув на такое, никак не придет в голову, что мы живем уже в 21 веке. Интуитивно догадываешься, что кабинет с отлетевшей табличкой, на котором остался только след от надписи, — это учительская!

— Некоторые дети не представляют, как разбить яйцо или как правильно держать пилу, — пояснила Елена Пилецкая, заведующая учебной частью и повела меня в кабинет труда. — Конечно, чему-то могут научить в семье. А если семья неполная: мама же не научит мальчика обрабатывать дерево и держать рубанок; или если неблагополучная семья, то ребенка не научат элементарным навыкам, которые нужны в жизни. Что представляют из себя урок труда? Для начальных классов это лепка — она развивает моторику у ребенка. 5-6 классы проходят готовку и шитье, мальчики изготавливают поделки из дерева, а для старших классов — это тестирование, выбор профиля, будущей профессии.

   На практике же все выглядит совсем по-другому. Оказывается, в этой школе труд появился всего два года назад, а до этого в течение семи лет этого урока не было в перечне предметов.

— Я пришла в эту школу около двух лет назад, —  рассказала учитель технологии Светлана Кочутина. — С трудами, конечно, сложно. У девочек «страдает» раздел кулинарии: кабинет пока не приспособили, нет плит, холодильника, микроволновок. Задание сделать блюдо, технику приготовления которого мы изучили в классе, дается на дом, на следующий урок девочки приносят готовое блюдо, и мы все вместе дегустируем. С уроком для мальчиков все обстоит еще хуже. Мастерских для мальчиков вообще нет, и они проходят тоже, что и девочки.

   В пятом классе дети проходят бумажную графику и лепят из пластилина. В 6-7 классах мальчики проходят кулинарию и шитье вместе с девочками. Учатся дети по старым учебникам, которые сегодня вряд ли бы прошли лицензирование, а новые книги, как выяснилось, взять негде.

   Преподаватель технологии жалуется, что сама, что смогла, сделала своими силами. Выглядит этот уголок труда так: маленькая коморка с двумя старыми машинами еще с маховым колесом, ширма, за которой ребята снимают друг с друга мерки, ящичек, где стоят старые пожелтевшие учебники...

— Я бы с удовольствием все обновила и создала базу для трудов у мальчиков, если согласится и поможет администрация, но пока инициативы от нее не поступало, — поделилась преподаватель технологии. — Думаю, печальная ситуация с трудами в нашей школе — не единичный случай в городе.

   Начинается урок технологии, дети радостные вбегают в кабинет и первое, что я услышала от девочки:

— А давайте мы сегодня разделимся с мальчиками?!

— Нет, сегодня мы познакомимся с замечательным и интересным искусством оригами, — последовал на это ответ учительницы.

На уроке в школе поприсутствовать не удалось, поскольку кабинет маленький, мне просто не хватило свободной парты.

Гимназия№2

 Переступаю порог гимназии, и меня сразу останавливает мужской голос.

— Нужно надеть бахилы или сменную обувь, — говорит вахтер и протягивает пару бахил.

Захожу на урок технологии: девочки, сидя на удобных стульях, вышивают. В просторном кабинете стоит восемь современных машинок «Janome», два больших шкафа для хранения тканей, зеркала, гладильная доска с утюгом, стол с компьютером для учителя и небольшой гардероб с платьями, которые сшили сами девочки.

— В нашей гимназии урока труда не было четыре года. Для детей это ново. Пятые-шестые классы с огромным интересом начинают изучать новый предмет, а седьмые и восьмые относятся уже не с таким воодушевлением. Первый вопрос, который они задали: «Зачем нам это надо?». Я постепенно убедила их в важности предмета и заинтересовала, — рассказала преподаватель технологии Ганна Гущина.

В рамках урока труда можно выбрать занятия в школьной студии дизайна и моды. Девочки работают как модельеры: каждая создает не менее шести моделей, также они выполняют и обязанности закройщика, снимают с себя мерки, а потом создают выкройку.

— Иногда мы используем и электронные программы для создания выкройки. Например, девочки еще не знают, как раскроить брюки, это по программе идет позже, тогда мы вводим мерки в программу и она выдает нам готовую выкройку — продолжает учитель труда.

Первый урок труда в гимназии начинается с показа слайдов о важности предмета и о его истории. На урок выносится то, что актуально. Например, недавно была введена вышивка лентой, которая сейчас в моде.

— Я считаю, что урок помогает детям раскрыть свои таланты. Одна девочка ходила ко мне в студию дизайна и моды, а после выпуска выбрала профессию дизайнера, — говорит Ганна Гущина.

Недавно в рамках учебного заведения было проведено анкетирование, которое показало, что у детей есть внутренняя мотивация к предмету. Это означает, что дети ходят на урок не ради галочки и оценки, а потому что им действительно это интересно.

В гимназии есть три кабинета для урока технологии. О кабинете для шитья мы уже рассказали. Кулинарный же класс оборудован двумя плитами, холодильником, микроволновкой, кухонными столами, шкафчиками, тремя столами для дегустации приготовленного блюда и всем, что может понадобиться на кухне.

— Большинство девочек любят готовить. Я преподаю кулинарию с точки зрения влияния еды на здоровье, рассказываю и полезных и вредных продуктах, — поясняет учитель труда.

Кабинет для мальчиков также оснащен всем необходимым.

— Часто мальчишки, впервые пришедшие на урок труда, даже не знают, что такое рубанок. Я учу их им пользоваться. Ребята изготавливают поделки из дерева. Конечно, в будущем они вряд ли будут выпиливать кораблики, но навыки, которые они при этом получают, уверен, им пригодятся, — считает учитель труда для мальчиков Евгений Косов.

Учитель труда для девочек Ганна Гущина рассказывает, что раньше основным предметом было рукоделие, чтобы развитие девочек было гармоничным. А год назад в Англии ввели кулинарию как обязательный предмет. Это говорит о том, что за рубежом сейчас понимают важность этой дисциплины.

— Когда я училась в школе, у меня не было такого предмета, как труд. Сейчас мне 20 лет, и я не умею готовить, поэтому приходится наверстывать упущенное. У меня есть молодой человек, и мне иногда хочется приготовить ему какое-нибудь блюдо. Шить меня тоже не учили, наверное, поэтому я сейчас хожу на первые попавшиеся курсы по шитью кукол. Вообще, уроки труда нужны, потому что когда вырастаешь, неумение шить и готовить усложняет жизнь, — жалуется бывшая ученица школы №116 Анастасия Рязаева.

Жаль, что сейчас преподавание урока технологии так отличается в гимназии и в общеобразовательной школе. Если и дальше так будет продолжаться, это может привести к тому, что уроки останутся только в гимназиях, а ученики обычной школы так и не постигнут навыков, которые помогут им в дальнейшей жизни.

Официально

На официальном портале Екатеринбурга выложен рейтинг общеобразовательных учреждений на основе результатов ЕГЭ, составленный Управлением образования Администрации города Екатеринбурга. И все 70 мест рейтинга заняли гимназии, ни одной общеобразовательной школы в этом рейтинге нет. Это говорит о том, что школы не дотягивают до уровня гимназии, либо просто о низком уровне интереса Управления образования к общеобразовательным школам.

Также на сайте предоставлена статистика числа общеобразовательных учреждений. Так, по статистике число гимназий в городских поселениях Свердловской области, обучающих 10-11(12) классы — 30, в сельских местностях их вообще нет; число школ в городских поселениях — 169, в сельских местностях — 7. Получается, если общеобразовательных школ больше, чем гимназий, а обучение лучше в гимназиях, то большинство детей получит менее качественное образование.

Дарья АЛЕКСАНДРОВИЧ,

«Новая на Урале»,

Екатеринбург

novayagazeta.ru