Skip to main content

Красота по-английски

Нежданно-негаданно Джеймсу Бонду в этом году стукнуло 50 лет. За полвека шпион британской разведки превратился не просто в культового киногероя, но и стал настоящим суперменом для старшей возрастной аудитории, в смокинге вместо сине-красного трико, предпочитающий завоевывать сердца утонченным стилем и английской чопорностью, а не банальной игрой мускулов.

26 октября на мировые экраны вышел 23-ий фильм из серии бондианы «007: Координаты «Скайфолл»», которому, как бы ни уверял зрителей режиссер Сэм Мендес, не удалось вырваться из рамок очередной посредственной картины из числа многочисленных экранизаций Яна Флеминга.

Джеймс Бонд (Дэниел Крэйг) после неудачного завершения специального задания и незапланированного отпуска, не в состоянии подтвердить статус шпиона британской разведки, а М (Джуди Денч) не может справиться с новой главой Объединенного разведывательного комитета (Рэйф Файнс), не брезгующий язвительными шутками по поводу желательной пенсии М. Неожиданное появление бывшего агента MI6, эксцентричного блондина Рауля Силва (Хавьер Бардем), задавшегося целью уничтожить своего экс-босса за давнее предательство, вмиг разгоняет общее настроение легкой грусти.

После Шона Коннери, который так не хотел уступать роль Бонда другим актерам, что вынужден был сниматься в своем последнем фильме об английском шпионе в парике, неудачных вводных титров 80-х и нелепых арктических погонь Пирса Броснана, казалось, что бондиана никогда не дождется своего спасителя. Но вышедший в 2006 фильм «Казино «Рояль»» Мартина Кэмпбелла, сделавшего ставку на реалистичность и не прогадавшего, не только поднял бондиану до нового уровня, но и стал самостоятельной картиной, не имеющего с серией о шпионе с избитыми приемами, ничего общего. Подхвативший эстафету режиссер Марк Форстер в следующем фильме «Квант милосердия», как ребенок, которому впервые дали новую игрушку, увлекся погонями и взрывами, забыв обо всех остальных составляющих.

Новый режиссер Сэм Мендес, за плечами которого отличные драмы («Красота по-американски», «Проклятый путь», «Дорога перемен»), решил взять курс на классический джентельменский набор Джеймса Бонда, рассчитывающийся по формуле: английский юмор + словоохотливость. Установка проявляется уже в самом начале, когда Adele протягивает текст, положенный на аритмичную мелодию, характерную для ранних фильмов о Бонде. Переход между сюжетными линиями осуществляется очень грубо, то и дело вклиниваются бесконечные диалоги и неуместная эмоциональность. Мендес, привыкший в своих работах раскрывать героев, пытается проделать это и здесь, но выглядит все это как-то нелепо. Временами кажется, что режиссеру не дают покоя лавры Кристофера Нолана, которому удалось совместить энергетику экшен-сцен с тонким психологическим анализом, и он буквально пытается воссоздать некоторые сцены из завершающего трилогию о Бэтмене фильма или сотворить второго Джокера, что выглядит просто смешно. А дождавшись момента подготовки Бонда и М к встрече в родовом поместье «Скайфолл» с ребятами Силвы, хочется передать привет Крису Коламбусу прямо из зрительного зала.

 Интересной в этой беготне, которая ну очень уж напоминает карикатурные фильмы с участием Пирса Броснана, выглядит только одна составляющая. Это новый Q, который целиком и полностью олицетворяет дух современности, где место взрывающихся авторучек давно заняли другие более приземленные и реалистичные гаджеты.

Сэм Мендес, к сожалению, только отбросил своей картиной бондиану на несколько десятилетий назад, а это значит, что Бонд еще долгое время будет с нами.

Екатерина КУСТАРЁВА,

«Новая на Урале»

novayagazeta.ru