Skip to main content

А есть ли там кино?

1 декабря в Екатеринбургском Доме кино состоялось торжественное открытие IX Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба». Фильмом открытия стала документальная картина Наны Джанелидзе 2011 года «А есть ли там театр?».

Директор фестиваля Лилия Немченко назвала «А есть ли там театр?» киноисповедью о жизненном пути актера Кахи Кавсадзе. И это действительно так: центром картины является главный герой, грузинский советский актер театра и кино, особо известный своей ролью Абдуллы в фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Однако, как и сама жизнь таит в себе множество поворотов судьбы, взлетов и падений, так и картина Джанелидзе — множество вопросов и подтекстов. Посредством воспоминаний актера, со дна истории поднимаются многие эпизодические моменты, участниками которых становятся обычные люди, предки героя, или значимые фигуры, когда-то повлиявшие на механизм огромной машины времени. Крепость родственных уз, удушающие объятья советской действительности, воспитание, любовь к искусству — все это можно найти среди тех артефактов, сохранившихся в памяти Кахи Кавсадзе, который является неким связующим элементом между прошлым, настоящим и будущим.

В какой-то момент Джанелидзе просто прячется за кулисы и предоставляет возможность главному актеру импровизировать. Импровизировать, раскрывая перед зрителями свою сущность, свой характер, который сформировался под влиянием поведения родителей, тех поступков, что они совершали на глазах у маленького Кахи. Именно передавшиеся чувство собственного достоинства, какая-то душевная сила и нетерпимость к несправедливости и жестокости через несколько лет не позволит герою оставить в беде митингующих.

Особую ценность представляет художественная составляющая. Автор картины сочетает в фильме элементы современных перфомансов, документальной хроники и зарисовок, а также умело использует индустриальный антураж. Все это делает фильм современным и актуальным.

На открытии фестиваля Лилия Немченко сказала, что некоторые любят живопись, некоторые любят театр, но все-таки большинство любит кино, потому что именно там есть и живопись, и театр, и музыка, и многое другое. Документальная картина Наны Джанелидзе является отличным доказательством этой мысли: увидев «А есть ли там театр?», мы одновременно побывали и в театре, и на оживших страницах настоящей трагедии. Кино — это тот элемент, который позволяет нам путешествовать во времени и пространстве, и после просмотра фильма Джанелидзе невольно задаешься вопросом: «А есть ли там кино?».

Екатерина КУСТАРЁВА,

«Новая на Урале»

novayagazeta.ru