Skip to main content

Элементарно, Ричер

Январская увертюра взяла на себя роль заботливого родителя, всегда готового подсказать, что делать дальше и как не спасовать перед грядущим будущим. Тем, кто в поиске, Энг Ли («Жизнь Пи») советует не сдаваться и не бояться самых страшных душевных бурь, Джо Райт («Анна Каренина») учит всех влюбленных, как правильно установить контакт между разумом и чувством. Американский режиссер Кристофер МакКуорри в своем втором полнометражном фильме «Джек Ричер», премьера которого состоялась 10 января, решил пойти дальше: брезгуя всякими изысками, он раскрыл простую идею о том, что не стоит делать опрометчивых выводов.

Отставной дознаватель военной полиции Джек Ричер (Том Круз), которого легко потерять и невозможно забыть, привлечен адвокатом подозреваемого Хелен Родин (Розамунд Пайк) к расследованию жестокого убийства пятерых ни в чем не повинных прохожих. Главный обвиняемый — бывший армейский снайпер Джеймс Барр (Джозеф Сикора). Дело, на котором уже было поставили жирную точку, начинает открываться с неожиданной стороны.

После фильма «Путь оружия», созданного МакКуорри в 2000 году и с треском провалившемся в прокате, режиссер решил занять место среди бэк-вокалистов, набивая руку в написании неплохих сценариев (из последних — «Турист», 2010). Практика оказалась весьма полезной, и в 2012 он уже начал работать над собственной экранизацией романа из серии детективных историй современного английского писателя Ли Чайлда «Один выстрел», получившим итоговое название в виде имени главного героя, Джека Ричера.

Картина американского режиссера — это тот редкий случай, когда простота оказывается лучше воровства. Пойдя по традиционному расчетливому пути классического детектива, МакКуорри хладнокровно оставляет где-то в прошлом юмор, давно набивший оскомину (ограничивается только многословными взглядами Круза), заигрывания с любовной тематикой, экшен с невообразимыми трюками и взрывами и даже какую-либо философскую подоплеку. При всем этом, как ни странно, абсолютно незамысловатый «Джек Ричер», от которого ждешь совсем другого, удивляет больше, чем если бы он был набит всем вышеперечисленным. По максимуму избегая всевозможных штампов, режиссер концентрируется только на сюжете, отмеряя нужное количество времени на диалоги, на драки, на демонстрацию связующих сюжетов и так далее. Создается впечатление, что ты сидишь не в кинозале, а дома с кружкой горячего чая в компании хорошего детектива в духе Картера Брауна или Эрла Гарднера. Сюжет неторопливо разворачивается, а мотивы закручиваются в нужную сторону. Герои, и те уступают детективному стержню: все стоят на одной ступени, и никто не пытается прыгнуть выше головы, предоставляя зрителю какие-то особенные черты своего характера или сокровенные тайны темного прошлого.

Ровное практически двухчасовое повествование (не без ярких моментов) оставляет только положительно впечатление, и пусть с завершением сеанса в голову тут же лезут посторонние мысли о будничных делах. Убедившись в финальном здравии Генри Баскервиля, мы тоже недолго размышляли о запутанном деле, развернувшемся вблизи Гримпенской трясины, верно?

Екатерина КУСТАРЁВА,

«Новая на Урале»

novayagazeta.ru