Skip to main content

Десять правил общения с чиновниками

Общение с чиновниками, как правило, для меня мучительно и происходит только уж если «совсем невтерпеж», то есть требуется личное присутствие. Обычно же я это «общение» стараюсь спихивать на бухгалтера и юриста.

Я давно как-то для себя решил, отчего так. Дело в том, что всю свою сознательную жизнь я никогда не работал в вертикально интегрированной системе: ну, там, чтоб надо мною был начальник, а у меня, в свою очередь — подчиненные, до которых я бы доводил высшую волю руководства. Это опять же не оттого, что «вот он я каков — делаю, что хочу» а, скорее, так сложилось. И всю жизнь, получается, живу по принципу «джентльмены не ищут работу, джентльмены ее создают» (копирайт Аарона Соркина, фильм «Социальная сеть») — а какую работу можно было создать в 90-е на деньги, с трудом накопленные или занятые у родителей? Только малый бизнес. То есть систему горизонтальную, где ты сам не начальник, а так, недоразумение — ни секретарши длинноногой, ни кабинета своего, ни автомобиля персонального.

Ко всему этому у разных людей — разная манера общения, проистекающая от их воспитания, мироощущения, темперамента и уровня гормонов. Отсюда

правило №1: надо понимать, кто ты есть «по жизни».

Люди делятся (упрощенно, конечно) на хищников и травоядных, на крестьян и воинов, на волков и овец. Если ты — хищник, то тебе проще добиваться своего угрозами, давлением, страхом, а если не получится — честной дракой. В общем, через конфликт.

Если — травоядное, то твой путь — уговоры, компромиссы, уступки.

В бизнесе бывают хороши обе стратегии. Но, разговаривая с чиновником, помните о правиле № 2: надо понимать, кто перед тобой.

Хищник или травоядное. К чиновникам это тоже относится. Помните, как Мордюкова в фильме «Председатель» хихикнула М.Ульянову, перепрыгнув через лужу: «Хороший ты мужик, председатель… Но не орел!», бабьим сердцем почуяв в хорошем мужике травоядное. Думаю, что двое «травоядных» или два «хищника» скорей найдут общий язык — до сих пор помню, как комфортно мне было общаться с Виктором Контеевым, но только после того, как я показал, что тоже с зубами.

Поэтому — правило №3: будьте адекватны (конгруэнтны) себе.

Т.е. представьте, что Вы — владелец киоска на остановке, а ведете себя так, будто Вы арабский шейх, волею судеб попавший в эту грязную, вонючую дыру какого-нибудь присутственного места. Это несоответствие будет отражаться на Вашем поведении и отношении к Вам, и, уверяю Вас, не лучшим образом. Презрение, которое Вы будете инстинктивно испытывать к жалким щелкоперам из департамента, отразится на сроках исполнения ими своих обязанностей.

Правило №4: будьте последовательны. Ваши поступки должны быть логичными и вытекать из Ваших предыдущих поступков и действий. Если Вы начинаете с чиновником конфликтовать, сразу ответьте себе на вопрос: «Чего я хочу?» — простудиться на его похоронах, помочиться на его могилу, его увольнения с волчьим билетом или без билета или чтоб он просто решил какой-то вопрос в Вашу пользу или выполнил свои прямые служебные обязанности. Т.е. наметьте себе дедлайн — и не тратьте силы и время на «просто войну».

Правило №5: вступая в личное общение с чиновником, постарайтесь влезть в его шкуру и понять, чего он хочет и чем живет. Поможет любая мелочь в его кабинете: фотография детей, хоккейная клюшка на стене, какой-нибудь вымпел, футбольный мяч… Как-то мне рассказывали историю, когда владелец киоска, подлежащего сносу, прикинулся ярым болельщиком «Спартака» и даже покрасил свой киоск в спартаковские цвета, в результате его киоск простоял лет на пять дольше всех остальных — потому что, как гласит легенда, районный чиновник, отвечающий за снос, тоже любил «Спартак».

Правило №6: мимо тещиного дома я без шуток не хожу. Т.е. отправляясь на встречу с чиновником, где Вы, как предприниматель, знаете, что у Вас что-то попросят (подписаться на двадцать экземпляров «Уральского рабочего», положить бехатоновую плитку, сдать тысячу «на помощь ветеранам» и т.д.), вооружитесь звукозаписывающей аппаратурой. Пользоваться ею можно скрытно (что те же чиновники уже запретили, но в случае склонения Вас к совершению преступления это может помочь) или открыто: выкладывайте диктофон или смартфон на стол, включайте на запись — и вот уже Ваш визави говорит, тщательно подбирая слова и подолгу держа паузы. Так я в 2005 г. записал, как меня склоняли к подписке на «Уральский рабочий», а член «Комитета101» Леонид Волков записал, как с ним велись переговоры в областной администрации перед протестным митингом. Мы с ним сознательно придавали конфликту публичность. А отсюда —

Правило №7: если уж Вы влезли в конфликт с чиновником, делайте его максимально публичным. Конечно, я имею в виду конфликт, а не чиновника. Никто из них не любит объясняться с прессой, никто не любит ради этого выходить из своего кабинета. В этом случае они изображают крайнюю занятость, озабоченность, и старательно прячут глаза, ссылаясь на свой контракт, который запрещает им общаться с прессой. На самом деле они боятся сказать что-то не то, что вышестоящим чиновником может не понравиться. Но Вас-то никто не сдерживает — пишите об этом, звоните во все колокола, рассказывайте всем встречным и поперечным, навязывайте свою точку зрения.

Правило №8: не бойтесь проиграть тактически. Большинство предпринимателей ошибочно думают, что если они возвысят свой голос против или начнут с кем-то из чиновников конфликт, то им будут долго мстить, и, в конце концов, их бизнес прикроют. В 99,99% случаев это не так. Любая война — это затрата ресурсов, которые предприниматель берет из своего бизнеса, а чиновник — только из своего положения. По сути, их положение — это их бизнес, которым они также не хотят рисковать. Чиновнику проще забыть про конфликтного предпринимателя, как там: «Война закончена. Всем спасибо». А, может быть, предприниматель, истово рубящийся за правду и упорно делающий свое дело, будет вызывать у чиновника уважение — ибо все мы люди, и понятия «хорошо» и «плохо» у нас примерно одинаковы.

Правило №9: смотрите на них, прежде всего, как на людей. У которых, как и у Вас, может болеть голова, быть конфликты с женой, дети которых тоже могут огорчать своих родителей — под пиджаком с галстуком у них бьется такое же теплое сердце, как и у Вас. И каждого из них — я уверен — в детстве мама целовала в живот, а он при этом смеялся счастливым смехом. Просто помните об этом, когда в Вас поднимется волной ненависть.

И правило №10: помните, что Ваша ненависть — это чувство побежденного. Если Вы будете себя вести, ежеминутно помня о том, что это — их страна, в которой все заточено под них, в которой они победили, то Вам будет не скажу, что легче, но понятнее делать бизнес.

А победили они потому, что мы им это позволили — своим молчанием, своим «да все они одинаковые», своей леностью и своей трусостью.

Так нам и надо. «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой».

Мы — недостойны.

Дмитрий ГОЛОВИН

novayagazeta.ru