Skip to main content

Музей — это память, а что человек без памяти?

Герои авторского проекта фотографа и поэта Вадима Осипова, посвященного 290-летнему юбилею города и уже представленного на страницах «Новой газеты на Урале», выступившей информационным партнером проекта (№49-50, № 56, №59, №64), живут среди нас. Подчас незаметно, благодаря их подвижническому труду, сохраняются целые пласты отечественной культуры. Сегодня об этом в материале Льва Эглита.

Идея автора по созданию галереи деятелей культуры и просвещения Екатеринбурга воплощается при поддержке екатеринбургских меценатов, в том числе Павла Подкорытова, Вадима Губина, Андрея Рыжикова.

Об авторе

Эглит Лев Николаевич, родился в 1938 году, в городе Свердловске. Мать, Эглит Леонтина Николаевна, инженер-химик, долгое время работала в Институте металлургии Уральского филиала Академии наук.
Отец, Ушаков Николай Александрович, ученый-геолог, один из первых выпускников Свердловского горного института и организаторов Уральского геологического музея.
В 1937 году репрессирован, умер в заключении. Мать умерла в 1949 году, в том же году Лев попал в Свердловский детский дом №1.
В 1956 году окончил среднюю школу.В 1956-1959 гг. учился в Загорском кинотехникуме (Московская область).
В 1959-1961 гг. работал старшим киномехаником в свердловском кинотеатре «Сталь».
В 1961-1966 гг. учился на киноведческом отделении Всесоюзного государственного института кинематографии.
После окончания ВГИКа — редактор студии кинохроники в Ростове-на-Дону, в отделе фильмофонда Центрального телевидения СССР.
С 14 апреля 1970 года — работал на Свердловской киностудии редактором в объединении научно популярных фильмов.
С 1997 года и по настоящее время — заведующий музеем Свердловской киностудии.

С этим драконом я на съемку пришел не случайно. В Госфильмофонде России, в Белых Столбах — в районе Домодедово под Москвой, — в 2012 году в 16-й раз проходил фестиваль архивного кино, рассчитанный на историков кино, киноведов, кинокритиков. Есть известное высказывание Жана Кокто о том, что киноархив — это дракон, охраняющий наши сокровища. В прошлом году был как раз Год Дракона, и участникам фестиваля подарили символических дракончиков с этой фразой, которая распространяется на все киноархивы и киномузеи.

На Урале существуют разные музеи, а киномузея до появления — нашего, Свердловской киностудии, не было. Он был открыт 26 августа 1994 года. Создавали мы его вместе с Юрием Ивановичем Истратовым, художником-постановщиком, заслуженным деятелем искусств РСФСР. Художником таких фильмов как «Угрюм-река», «Игра без правил», «Сильные духом», «Демидовы», «Приваловские миллионы».

14 апреля 2013 года исполнилось 43 года, как я работаю на киностудии. Она — дитя военного времени, создана 9 февраля 1943-го. Это сам по себе факт уникальный — студия художественных фильмов создается в военное время. Подобных фактов я не припомню в истории кино. Студия кинохроники здесь работала с 1933 года. А в 1951 году она вошла в состав, как тогда говорили, большой киностудии, и у нас образовалось объединение документальных фильмов. В 1948 году, сюда переехала Новосибирская студия учебных фильмов, и у нас появилось научно-популярное кино, а в начале семидесятых — художественная мультипликация. Вот так и возник своеобразный кинокомбинат. Это в кинематографии явление не очень распространенное. Есть, похожая киностудия «Беларусьфильм», но там пропорции другие, например, меньше научно-популярных фильмов и больше документалистики. А у нас научно-популярное кино было очень развито, мы считались в СССР четвертой студией научно-популярных фильмов после «Центрнаучфильма», «Леннаучфильма» и «Киевнаучфильма». И когда создавался музей, мы это обстоятельство, безусловно, учли.

Четыре вида кинематографа, у каждого — своя история, свои мастера. Нужно было найти материалы по всем этим направлениям, не выпячивая какое-то одно. И в 1993 году, когда был юбилей киностудии, опросив наших ветеранов, собрав иконографический, фотографический материал, мы сделали такую экспозицию. К тому же показывали фильмы на кинопленке, используя кинозал в старом здании.

Трудные девяностые годы. Удивительно, что и киностудия создавалась в военное время, и музей — в очень сложное, когда все производство фильмов пошло на спад. Но пика падения еще не было, и мы с Юрием Ивановичем решили, что если мы сейчас музей не создадим, то не создадим его уже никогда. Тогдашний директор студии, Геннадий Михайлович Алексеев, которого сейчас, к сожалению, уже нет в живых, пошел нам навстречу, выделив для экспозиции бывший павильон для съемок кукольных мультфильмов. Это было в старом здании, выходящим фронтоном на проспект Ленина, где сейчас торговый центр. И вот там 26 августа 1994 года, накануне дня Кино, мы открыли наш музей, представив изначально костюмы, съемочные аппараты, которые использовались при производстве фильмов на Свердловской киностудии.

Рассказывать о кино на пальцах нельзя. Его нужно показывать. И пока у нас был фильмофонд, который два года назад увезли в Москву, после того, как показав аппаратуру, костюмы, макеты для комбинированных съемок, коллекцию плакатов, мы завершали экскурсию демонстрацией фильмов. Старались строить программу так, чтобы показать документальный или научно-популярный фильм и художественный. Не исключали и зарубежное кино, в 90-е годы у нас завязалась переписка с музеем братьев Люмьер в Лионе, они нам кое-что предоставляли.

В конце 90-х годов студия была просто в ужасном положении, отключали отопление, свет. А музей в этом павильоне продолжал действовать, и когда в 1995 году нам подарили видеокомплект, мы стали показывать фильмы на видео прямо в нашем павильоне.

В то время снимался всего один художественный фильм, «Казачья быль» режиссера Николая Гусарова — о становлении донского казачества. Раньше фильмы обычно снимали там, где происходит историческое действие. Например, «Трембиту» — на Западной Украине. Но в то время поехать на Дон съемочная группа просто не могла, и художники работали на востоке Свердловской области, у реки Пышмы, превратив эти места в донские.

Также и научно-популярное кино раньше снимали в экспедициях — на Камчатке, Дальнем Востоке. Если Академия наук снаряжала корабль в океан, то съемочная группа могла приехать именно туда. А теперь мы крутились поблизости, в нашей области. В крайнем случае, выбирались на Северный Урал.

Какую же роль играл музей, когда студия была в полном упадке? Те, кто приходили сюда, говорили, что это какой-то оазис, который создает моральную поддержку работникам кино, хранит традиции. Музей — это память, а что человек без памяти?

Ветераны вспоминают, что во время войны были трудности материального характера, сельхозработы, встреча эшелонов с ранеными. Тыловой город жил напряженной жизнью. Но дух царил совершенно особый. И как раз снималась «Сильва», первая картина Свердловской киностудии…

Наш музей — ведомственный, он находится в рамках киностудии и хранит историю советского и зарубежного кино. Здесь работали такие мастера, как Александр Медведкин, Борис Барнет, Иван Провов. Я уже не говорю об артистах, у нас снимались Борис Андреев, Донатас Банионис, Людмила Чурсина… но это большой отдельный разговор. А функции его, несмотря на то, что в штате всего один человек, это я, гораздо шире «драконовских». Это и сбор материала, и исследования. И, конечно же, демонстрация фильмов, в чем и заключается просветительское назначение.

Есть у нас программа «Свердловская киностудия — взгляд сквозь годы», которую мы показываем в течение сезона — с сентября по июнь следующего года. Отмечаем все кинематографические даты. Например, 15 октября — в годовщину отечественного кинематографа, показываем фильмы о его пионерах — актерах, режиссерах. 28 декабря отмечаем день рождения кинематографа. В этот день в 1895 году состоялся первый сеанс братьев Люмьер в Париже. Есть у нас цикл «Балет на экране» — в 50-60-е годы киностудии страны снимали фильмы-балеты и сохранили для истории выдающиеся постановки разных театров. Не стала исключением Свердловская киностудия, выпустившая в 1959 году фильм-балет «Журавлиная песнь»

Сегодня на экранах идет преимущественно американизированный, однополярный репертуар. А нормально ли это, что в кинотеатрах одной страны показывают преимущественно кинофильмы другой? Поэтому некоторые зрители, приходя в наш музей, говорят, что они не хотят ходить в кинотеатры на такие фильмы. Поэтому наш музей — это своего рода кинотеатр отечественного и зарубежного классического фильма.

Лев ЭГЛИТ.
Фото Вадима ОСИПОВА

novayagazeta.ru