Skip to main content

Я бы хотел, чтобы наша жизнь была как цирк — радостной и веселой!

Очередной герой авторского проекта фотографа и поэта Вадима Осипова, посвященного 290-летнему юбилею города и уже представленного на страницах «Новой газеты на Урале», выступившей информационным партнером проекта (№49-50, № 56, №59, №64, 67) известный деятель культуры, директор Екатеринбургского цирка — Анатолий Марчевский. В своем авторском материале он говорит о необходимости посещать цирк, о его искренности и демократизме.

Идея автора по созданию галереи деятелей культуры и просвещения Екатеринбурга воплощается при поддержке екатеринбургских меценатов, в том числе Павла Подкорытова, Вадима Губина, Андрея Рыжикова.

Об авторе

Марчевский Анатолий Павлович родился в 1948 году в Украине, в городе Свердловск Луганской области. Окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства в Москве (1970), затем факультет режиссеров цирка ГИТИСа (1980).

Работал в системе «Союзгосцирк» артистом-клоуном. С 1994 года — директор и художественный руководитель Екатеринбургского государственного цирка.

Обладатель приза Сержа Вебера как лучший комический актер (Париж, 1976).

Удостоен высшей награды королевского цирка Бельгии «Оскар» (Брюссель, 1977).

Заслуженный артист РСФСР (1980). Лауреат премии Ленинского комсомола (1981).

Лауреат премии им. В.Н.Татищева и Г.В. де Геннина (2005), Премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (2005).

Награжден орденами Почета (1998), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006).

Почетный гражданин города Екатеринбурга (2008).

Депутат Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области четырех созывов.

 

Цирковое искусство уникально и имеет свою, особую специфику. Оно открытое, искреннее, честное. Здесь нет кулис, здесь негде спрятаться. «Под фонограмму» сальто не скрутишь, подходя к хищнику, от него не скроешься. А самое главное — арена диаметром тринадцать метров всегда излучает добро. Цирк несет положительный эмоциональный заряд, оптимизм. Никогда здесь не ставятся пессимистические спектакли. В театре могут быть и драмы, и трагедии. В цирке — только позитив.

Другая особенность: для артиста в цирке зритель — это партнер. Бывают и в театре спектакли, где задействуют зрителя, но это как исключение. А в цирке это правило — зритель является участником происходящего, будь то дивертисмент или сказка. Спектакль создается совместными усилиями артистов и зрителей.

А клоун здесь — связующее звено, главный персонаж цирка. Он всегда веселый, добрый, улыбчивый, гостеприимный хозяин. Он принимает гостей, развлекает их и заставляет задуматься, иногда пофилософствовать.

Цирк демонстрирует неограниченные возможности человека. Зрители видят, что такие же, как они сами, люди совершают невероятные вещи. Делают и тройное, и четверное, и пятерное сальто. Входят в контакт с животными, в том числе и с хищными, демонстрируя, что мы — разумные существа, и обязаны жить на Земле в согласии с природой, животным миром, потому что все это — единое целое. Мы должны понять, что, нарушая экологию, мы нарушаем природный баланс. Цирк — искусство, которое напоминает об экологии. К тому же зрители здесь, как правило, ничем не отделены от животных, и это общение очень важно, особенно для современных детей.

Цирк — это еще искусство, укрепляющее семейные отношения, не имеющее возрастных границ. Я всегда говорил, и еще раз повторю: важно не только работать вместе, но и отдыхать вместе. Последнее относится к семье. Когда ребенок идет в театр кукол, папе может быть неинтересно. Когда папа с мамой идут в оперу, ребенок не понимает, не готов к восприятию. И у них потом нет общей темы для обсуждения. А в цирке каждый возраст находит свое, то, что ему доставляет удовольствие. И то хорошее настроение, которое создается после циркового спектакля, оно, естественно, отражается и на семейных отношениях. Добро — оно созидательно.

Цирк нужно беречь, это национальное достояние! Ведь даже во время блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну люди сами голодали, но цирковых животных кормили в первую очередь. Руки у артистов от холода примерзали к трапеции, но они работали, чтобы поднять дух ленинградцев, вселить в них уверенность в победу.

На мой взгляд, не любит цирк только тот, кто в нем никогда не был.

Наш екатеринбургский цирк за год посещает 400-450 тысяч человек из города и области. Зрителей из области примерно 25-30 процентов. Летом зрителей к нам привозят автобусами, очень много посещений бывает в школьные каникулы. Зимой, например, не хватает транспорта, специально оборудованного для перевозки детей, надежного, с ремнями безопасности. Какой-нибудь городок и поселок хочет детей привезти к нам на спектакль, а специального транспорта нет. Поэтому у нас есть такой проект, как «Семейный экспресс», когда одна-две электрички собирают людей из городов Свердловской области и везут к нам на представление — две с половиной тысячи человек.

Цирк наш на лидирующих позициях уже почти два десятка лет. Он занимает особое место в культурной жизни города; мы проводим фестивали, в том числе международные. Я уже говорил о том, что это семейное искусство. Когда я пришел в цирк, в зале сидели в основном дети, а сейчас в нем больше взрослых. Это говорит о том, что мы оправдываем доверие зрителей. Они выходят со спектакля и сразу идут в кассу узнавать, можно ли купить билет на следующую программу. При этом мы стараемся максимально удержаться в минимальной цене, наша главная задача — это доступность и максимальное количество зрителей.

Цирк — демократический вид искусства. Темы, которые мы предлагаем зрителям — самые общежитейские, человечные — добро и любовь, дружба — вот то, что пропагандирует цирк.

Когда я работал клоуном, все время уходило на актерскую деятельность в манеже. Сегодня пишу сценарии, ставлю спектакли и принимаю участие практически в каждой программе. Я продолжаю заниматься творчеством, но в другом направлении. И из зала смотрю то, что подготовлено нашим коллективом, всеми, от кого зависит качество спектакля. У меня теперь больше ответственности — раньше я отвечал только за себя, а сегодня за все, что происходит на манеже, включая технику безопасности и комфорт для зрителей. Мы поменяли кресла в зале, сделали хороший свет, у нас приличное фойе. Хорошо бы еще отремонтировать фасад, но на это нужны большие средства.

Мы часто слышим: не устраивайте здесь цирк! А я бы хотел, чтобы наша жизнь была, как цирк, — радостной и веселой!

Анатолий МАРЧЕВСКИЙ,
фото Вадима ОСИПОВА.

novayagazeta.ru