Skip to main content

Общество с неограниченной ответственностью

На прошлой неделе в прокат вышла новая картина Софии Копполы «Элитное общество». На сорок втором году жизни режиссер решила отойти от привычных сюжетов с участием энигматичных героев и устроить примитивный праздник вещизма. Под громыхающие хип-хоп композиции нам предлагают стать свидетелями авантюры кучки недалеких подростков.

Действие происходит в Лос-Анжелесе. После года обучения на дому и проблем со сверстниками Марк (Израиль Бруссард) переходит в новую школу. В первый же день застенчивому парню улыбается удача — он знакомится с красавицей Ребеккой (Кэти Чанг) и ее подругами. Новая знакомая любит брендовые вещи, мечтает переехать в Нью-Йорк и на досуге ворует модную одежду у богатых соседей. Мелкие кражи вскоре ей надоедают, и школьница вместе с друзьями решает наведаться в дом к светской львице. За несколько дней банда «The Bling Ring» обворовывает с десяток жилищ богатых и знаменитых. Жизнь похожа на сказку, пока лица грабителей не ловит камера видеонаблюдения в доме очередной кинозвезды.

Известно, что фильм основан на реальных событиях. В 2008-2009 годах в Калифорнии, действительно, орудовала банда грабителей, совершающая набеги на дома знаменитостей. Коппола даже не утруждала себя особой работой над сценарием. В основу сюжета легла статья «Подозреваемые носили Лабутен», опубликованная в глянцевом издании Vanity Fair. В какой-то момент фильма складывается впечатление, что режиссер просто развлекает себя, как ребенок, которому разрешили поиграть с огромным платяным шкафом. С горящими глазами она извлекает из его нутра гору ярких вещей и сверкающих побрякушек. Забавляясь многочисленными сценами ограблений, создательница картины теряет из виду героев, которых, кстати, здесь ни много ни мало, а целых пять. Она вроде бы дает высказаться Марку, но все это происходит по принципу «чем меньше, тем лучше». Да и реплики героя, если честно, не очень-то похожи на откровения.

Все происходящее напоминает скорее выдержки из реалити-шоу, вроде «My Super Sweet Sixteen», долгое время транслируемого по MTV, нежели переосмысление эпохи поклонения селебрити. Практически во всех предыдущих работах Копполы за первооснову было взято многозначительное безмолвие, фиксация событий без наличия четкой авторской позиции. В «Элитном обществе», режиссер старается говорить громче, чем обычно. Но вероятно, сама Коппола не совсем понимает, что все-таки хочет сказать жертвам масскульта. Всю дорогу она пытается спрятать легкий восторг за ироничной улыбкой, а в финале журит подростков то ли за глупое прожигание жизни, то ли за предательство друзей.

В любом случае, история, рассказанная Софией Копполой, не производит эффекта разорвавшейся бомбы. Может, потому что сюжет банален, как и привычка Пэрис Хилтон хранить ключи от дома под ковриком.

Екатерина КУСТАРЁВА, «Новая на Урале»

novayagazeta.ru