Skip to main content

История одной картины

18 июля в Екатеринбургском музее изобразительных искусств состоялся премьерный показ неизвестного ранее портрета дочери российского императора Павла I, Анны Романовой. Произведение находится в экспозиции музея с 1936 года, однако, только сейчас удалось установить, кем действительно являлась женщина, изображенная на картине.

Взглянула на старый портрет по-новому Ольга Анатольевна Горнунг, сотрудница музея, заведующая отделением отечественного и зарубежного искусства. Во время переэкспозиции и ремонта музея она присмотрелась к изображенным на шее «неизвестной» женщины потрясающим украшениям, драгоценностям, орденским знакам, указывающим на то, что на портрете – особа царского рода. Орден Святой Екатерины I степени, высший среди женских, горностаевая мантия, а также год написания, указанный на портрете (1856), позволили сузить круг возможных изображенных на нем женщин до дочерей Павла I. Методом исключения и сопоставления с фотографиями сотрудница музея пришла к выводу, что «неизвестная» – Анна Павловна, представительница дома Романовых, великая княгиня Нидерландов. На картине она в костюме, который был принят во времена правления Николая I и считался тогда уже устаревшим. Он выполнен в русском стиле: тиара в виде кокошника, драгоценности из приданого княгини, брильянтовый гарнитур с 32 рубинами, так называемая «гирлянда», серьги и жемчужное ожерелье.

На портрете есть и еще одна значимая деталь – подпись Тимофея Неффа, придворного художника, мастера религиозной и исторической живописи, который писал картины и иконы для Исаакиевского собора, портреты членов царских семей Николая I и Александра II. Данное произведение он создал, когда Анна Романова путешествовала по России. В 1816 году, в возрасте двадцати лет она уехала в Нидерланды, так как вышла замуж за принца Оранского, который вскоре стал королем Виллемом II. Однако в 1849 году он ушел из жизни, и королем стал их сын, король Виллям III. Анна Павловна, овдовев и поссорившись с сыном, решила вернуться в Россию и остаться здесь. Она пробыла на родине примерно год, за это время посетила Москву, Гатчину, некоторые святые места, однако, поняла, что стала здесь чужой, а Голландия – ее настоящий дом, вернулась туда и прожила последние годы в Гааге.

Во время этого пребывания великой княгини в России, художник и написал ее портрет, что сейчас с уверенностью подтвердил Юрий Гудеменко, сотрудник отдела русской культуры Эрмитажа, специалист по творчеству Т. Неффа. Он заявил, что мастер действительно писал Анну Павловну, о чем сохранились документы в Академии художеств. С того момента и до 1936 года, когда картина из Свердловского краеведческого музея была передана в музей изобразительных искусств, ее судьба полна загадок и до сих пор исследуется. Однако у специалистов есть догадки о том, что портрет реквизирован в краеведческий музей из частного собрания или дворца, где раньше, конечно, он не был безымянным, но затем, для сохранности, женщина, изображенная на нем, была обозначена как неизвестная. Это было необходимо для сохранности картины, ведь если бы революционерам было известно, что на ней изображена царская особа, они, скорее всего, уничтожили бы ее.

К счастью, портрет сохранился, и теперь, спустя многие годы, он перестал быть безымянным. Он в широкой раме из красного дерева, выполненной на заказ в одной знаменитой мебельной фирме Италии. После исследования его культурная, историческая и материальная ценность возросла. «Открывается новая история портрета, он вписывается в целую историю семьи Романовых, российско-голландских отношений. Для музея очень ценно открыть то, кто изображен на картине, к тому же, это единственный портрет Анны Павловны в таком пожилом возрасте. Это особенный случай для нашего города и для музея изобразительных искусств – теперь возрастет интерес к его коллекциям и к этой картине, ведь она находится в святом и трагическом месте, где прервалась династия Романовых», – объяснила Ольга Горнунг.

Открытие совпало также с перекрестным годом культур Нидерландов и России и приурочено к фестивалю царских дней в Екатеринбурге. Сейчас картина доставлена из реставрации, ее поместят в экспозицию произведений первой половины 19 века, для этого придется временно убрать другое произведение искусства – в зале не хватает места. Желающие могут полюбоваться портретом с 19 июля.

Елизавета Мозгалёва, «Новая на Урале».
Фото автора

novayagazeta.ru