Skip to main content

Киностудия — моя судьба

Очередной герой авторского проекта фотографа и поэта Вадима Осипова, посвященного 290-летнему юбилею города и уже представленного на страницах «Новой газеты на Урале», выступившей информационным партнером проекта (№49-50, № 56, №59, №64, 67, 70, 76, 79, 88), режиссер научно-популярного и документального кино Лидия Даниловна Котельникова, творческая судьба которой состоялась на Свердловской киностудии.

Идея Вадима Осипова по созданию галереи деятелей культуры и просвещения Екатеринбурга воплощается при поддержке екатеринбургских меценатов, в том числе Вадима Губина, Павла Подкорытова, Андрея Рыжикова.

Должно остаться в кинолетописи

Первого сентября этого года исполнилось 55 лет, как Лидия, в то время Попова, переступила порог Свердловской киностудии. Она могла остаться в Москве, но еще учась во ВГИКе, который окончила в 1958 году, мечтала попасть на Свердловскую киностудию. Ее не понимали: «Почему на Урал?». А ей просто нравились фильмы этой студии…

— Так, к моему счастью, я попала в объединение научно-популярных фильмов Свердловской киностудии, — рассказывает Лидия Даниловна. — Студия была уникальной, объединением очень известным в СССР. Делать научно-популярное кино — занятие чрезвычайно интересное. Я столько разных тем осветила в своих фильмах! С каждой картиной погружалась в новую, обязательно взаимодействуя со специалистом-консультантом. Ушла в профессию с головой, и это было великолепно, — восхищается она.

Начинала Лида как все, ассистентом. И опять ей повезло. Ее учителем стал мэтр советского документального кино Александр Литвинов, участвовавший даже в съемке Ленина, но получивший известность за создание 12 этнографических фильмов о Дальнем Востоке, пожалуй, впервые давших советскому зрителю представление об этом крае. Александр Аркадьевич всецело преданный документальному кино, ничто в жизни так больше не ценивший, однажды своим хриплым бармалейским голосом помощнице заявил: «Значит так, я запускаюсь с фильмом, но на этот раз ты будешь все делать сама. Я только иногда буду присутствовать». Он возвышался над ней — одержимый, одетый по военному в галифе. И она — хрупкая, трепещущая перед его талантом, чуть не плача сказала в ответ: «Я не могу, я готовлюсь стать мамой». Мэтр свысока посмотрел на помощницу и не сдержался: «Вот — дура! Тут кино надо снимать, а она — мамой!».

К тому времени Лида уже вышла замуж за оператора Юрия Котельникова, рождение старшего сына Кирилла несколько отсрочило ее работу в кино, но не остудило любви к творчеству. Первую самостоятельную работу она сняла, когда Кириллу исполнилось пять лет.

Впоследствии Лидия Котельникова по заказу Минздрава выпустила много фильмов, в хорошем смысле слова научно-популярных. И они шли на всех экранах Советского Союза. В 1971 году она сделала «Клещевой энцефалит», который показывали каждую весну в течение 20 лет по центральному телевидению.

Вспышка эпидемии сибирской язвы — до сих пор трагическая страница в истории Екатеринбурга, а Лидия Котельникова с целью разъяснения симптомов, развития заболевания и предотвращения его последствий с риском для собственного здоровья отправилась со съемочной группой в Азию, чтобы на зараженной территории снять фильм о больных людях.

Надо понимать значение научно-популярного кино в пору информационного дефицита. Наверное, живущим в век Интернета сложно представить, как ответ на какой-то актуальный вопрос, касающийся профилактики и здоровья человека, элементарных знаний о комнатных растениях и содержании домашних животных, не говоря уже о проблемах устройства мира и космоса, можно было почерпнуть только в книгах или из научно-популярного кино.

Не одно поколение советских людей помнит, как в кинотеатрах перед показом художественного фильма, в течение десяти минут крутили документальный журнал. Теперь я понимаю его преимущество над сегодняшней назойливой и пустой рекламой. Ведь кроме заведомо-пропагандистских журналов о советских достижениях, нам показывали, как устроены молекулы, как миллионы лет формировались запасы нефти (которую сегодня беспощадно выкачивают), рассказывали о традициях и обычаях народов земли и много еще о чем. На Свердловской киностудии журнал делали в хроникальном объединении. И когда режиссеры научно-популярного кино находились в небольшом межкартинном перерыве, то «хроника» предлагала сделать им журнал, у кого получалось, приглашали повторно. Лидия Котельникова оказалась в том числе.

Талантливого режиссера переманивали в игровое кино, но она осталась верна документальному, и в разрушающие 90-е годы, как могла, старалась продлить его жизнь. В 1995 она году выпустила последний фильм «Зачем хирургу лазер?», а в начале 96-го научно-популярное кино перестало существовать. Рассуждая сегодня о доступности информации, мы с сожалением констатируем факт снижения общего уровня образованности. Научно-популярное кино как раз способствовало его повышению. Сегодня фильмы из этой серии на телеканалах можно найти с трудом, а в кинотеатрах их и вовсе не показывают. Зато гвоздями вбивают в сознание, особенно молодежи, сериалы, лишенные всякого смысла, знаний и духовности, создавая впечатление, будто никогда и не существовало у нас другого кино.

В 90-е годы, на замерзшей и замершей, как в гражданскую войну Свердловской киностудии, почти ничего не снимали. Покидали студию высокопрофессиональные специалисты. Немного теплилась жизнь в «хронике», где иногда снимали журнал «Урал». Попросили подключиться к съемкам хроникальных фильмов и Лидию Даниловну. Но делать формально хронику она не могла. Ей важен был не только факт, но и отношения к этому факту.

В стране шла чеченская война. Больнее темы нет. И как это в фильме показать, если так далеко находишься от войны? Поехать в Чечню денег у студии нет. Лидия Даниловна читала газеты, искала какую-нибудь возможность, подсказку, зацепку. И нашла. Познакомилась с Диной Акмальевной Солохиной, у которой два сына были на этой войне, а она возглавляла комитет солдатских матерей в Екатеринбурге. Знакомство двух женщин состоялось в тот момент, когда матери России организовывали «Марш материнского сострадания». Из разных уголков России они ехали в Чечню, чтобы взявшись за руки, вместе пройти по городам и селам, встать перед пулеметами и БТР-ами, но найти своих потерявшихся на войне сыновей, остановить эту бессмысленную бойню. Лидия Котельникова очень хотела поехать вместе с ними. Дина Акмальевна лично пошла к губернатору Эдуарду Росселю. Он смог выделить деньги только для поездки одного человека. И тогда Лидия поступила как настоящий режиссер:

— Я решила, пусть едет оператор, — рассказывает она. — Пришла к директору киностудии Георгию Негашеву и стала его убеждать, что должен поехать еще второй человек: «Звук очень нужен. Пусть они снимают там все подряд, потом я с этим материалом на месте разберусь и сделаю фильм». Негашев меня понял. И выделил денег еще на одного человека. Поехали оператор Володя Романенко и супермеханик Витя Баранов, к сожалению, уже ушедшие из жизни. Я склонна хронику всегда делать без диктора, хроника на то и хроника, чтобы все показывать достоверно. Кинематографисты шли вместе с матерями. Выполняя приказ командиров, их вылавливали российские солдаты, чтобы помешать снимать. Прятали ребята камеру и отснятый материал в домах у чеченцев...

Из привезенного материала Лидия Даниловна смонтировала фильм, который нужно показывать и сегодня. Всем! Особенно политикам, склонным к экстремизму. Чтобы видели эти глаза, эти слезы, эти ноги, прошедшие сотни километров по осенней грязи.

И теперь холодят душу кадры этой хроники: бесслезные лица женщин — русских, татар, башкир, опустившиеся на колени перед российскими же солдатами с поднятыми фотографиями своих сыновей. И подавленные, растерянные мальчишки в камуфляже, с опущенными вниз автоматами, не выдерживающие этого немого укора и взгляда умоляющих глаз. Наконец, кто-то берет из рук женщин одну-вторую фотографию, кто-то проходит к ним из БТР, стоящего позади солдат и протягивает свое письмо, женщины прячут письма в одежде. Вот на площади читают молитву чеченские старики, умоляя Аллаха смилостивиться над этой землей, над чеченскими и русскими матерями. Вот опять молча стоят российские матери с фотографиями своих сыновей, с плакатами, призывающими прекратить эту ужасную, позорную войну, и чеченские матери идут вдоль этого немого строя и утешают, уговаривают, обещают: «Мы вам не враги! Мы будем искать ваших детей вместе с вами. Мы уже многих нашли. Мы сочувствуем вам. И наши сыновья на этой войне». Быть может, не стоило сегодня вспоминать о событиях тех дней, не будь они по-прежнему актуальны.

В год столетнего юбилея со дня рождения своего учителя Александра Литвинова Лидия Даниловна сняла посвященный ему киножурнал. Она сама признает, что фильм получился слегка натянутый, так как собран был почти из бросового материала, тогда в 90-е выбрасывали все. И обрывки пленки Котельникова тоже подняла из мусорной коробки. Оказалось, что это кусочки этнографических фильмов, снятые в 20-х годах Александром Аркадьевичем на Камчатке. Этот журнал в то время стал единственным воспоминанием о замечательном мастере кино.

Сделала она и журнал к 80-летию другого кино-мэтра Ярополка Лапшина, с семьей которого дружила, глубоко уверенная в том, что:

— Министерство культуры Свердловской области должно понять, что нам, свердловчанам-екатеринбуржцам, необходимо снять достойные фильмы о Ярополке Лапшине и сценаристе Геннадии Бокареве. Эти люди — не только гордость нашего города, они его культурное достояние!

Среди ее последних киножурналов начала 2000-х годов — рассказ о юбилее Свердловской киностудии и визите в наш город президента Путина и канцлера ФРГ Шредера. Тогда, урезая бюджет фильма, ей строго наказали: «Пять минут даем на Путина и Шредера, столько же — на киностудию».

В 2003 году Лидия Котельникова сняла освящение Храма на Крови и навсегда запечатлела участие в этой церемонии Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. Каждый раз, пробивая очередной журнал, она не сомневалась в том, что «этот факт должен остаться в кинолетописи Госфильмофонда».

Однако с началом 2000-х годов на Свердловской киностудии уже полным ходом шла «реорганизация». Не стало больше творческих объединений, а фильмы снимались исключительно по заявкам, одобренным в Москве. А чаще не одобренным, так как в Москве хватает и своих режиссеров. Для каждого человека искусства — творческий простой — маленькая смерть. И Лидия Котельникова этому сопротивлялась. В ней всегда жили режиссер и публицист.

Поводом для следующего фильма послужил случай почти анекдотичный.

Как-то в пустом трамвае поздно вечером она возвращалась домой из района Сортировки. В вагоне вместе с ней было только три человека. И одна из пассажирок, бабулька — божий одуванчик, рассказывала кондуктору о печально-известном взрыве на Сортировке, где она жила:

— Проснулась я, милая, оттого, что лежу на дереве. Хорошо хоть ночную сорочку чистую с вечера надела, а то какой бы позор вышел!

Лидия Даниловна, услышав этот разговор, вспомнила, что ее сын Кирилл, будучи студентом юридического института, снимал в первые часы место взрыва скрытой камерой. Тут же созрела идея. И через несколько дней она подала сценарную заявку на фильм «Большой взрыв», которая на удивление была утверждена в Москве. Сам фильм в 2007 году завоевал второе место на Международном кинофестивале в Ханты-Мансийске.

Бескорыстно служа отечеству

Лидия Котельникова не только признанный специалист в области кино, член Союза кинематографистов России, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный кинематографист России, но еще и общественный деятель. Она — член общественного Совета при Главном управлении федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области, член Комиссии по вопросам помилования при губернаторе Свердловской области, куда была рекомендована писателем Анатолием Приставкиным, оценившим ее фильм о беспризорниках «Набат».

Ее первые визиты 1995-го года с кинолекториями в исправительную колонию № 2 г. Екатеринбурга явились толчком для рождения там кабельного телевидения, сотрудниками которого становились сами осужденные. Вместе с сыном Кириллом и коллегами, принимавшими участие в кинолекториях, они помогали осужденным в производстве их первых собственных выпусков «Новостей», документальных фильмов. Для российских колоний это было новшество.

И по сей день Лидия Даниловна продолжает эту деятельность. Зрительская аудитория с того времени значительно расширилась — кинолектории сегодня проходят даже в самых отдаленных колониях Свердловской области.

— Конечно, я не могу знать, как сложилась в будущем жизнь всех моих зрителей из многочисленных колоний, — говорит Лидия Даниловна. — Известна судьба только некоторых, кто проявлял к этим встречам повышенный интерес и старался уже в условиях ограниченной свободы освоить профессию кинематографиста. Выйдя на свободу, кто-то из них получил высшее образование во ВГИКе и связал свою жизнь с кинематографом, кто-то добился значительных творческих результатов, работая на телевизионных каналах, включая такие как «Россия» и «НТВ». Впрочем, эти успехи — не главное. Важнее то, что эти оступившиеся некогда люди, выйдя из-за колючей проволоки, обратно уже не вернулись…

И как это ни странно, но именно из поездок в колонии Сосьвинского района родилась идея очень светлого фильма, созданного в 2010 году, «Торопитесь делать добро». Посвящен он двум тюремным докторам. Один из них — Владимир Николаевич Шабуров, доктор сосьвинских колоний, хирург, более 30 лет спасавший жизни не только заключенных, но и жителей близлежащих поселений. Второй человек — русский врач немецкого происхождения, филантроп, известный в истории под именем «святой доктор». Федор Петрович Гааз, главный врач московских тюрем в XIX веке всю свою жизнь посвятил не только облегчению участи заключенных и ссыльных, по его инициативе была открыта тюремная больница и школа для детей арестантов. Все свои сбережения доктор Гааз тратил на благотворительные цели, впервые создал в России службу «Скорой помощи» и стал первым российским правозащитником. Примечателен тот факт, что в нашей стране в 2005-м году была учреждена уникальная в своем роде медаль «Доктора Гааза», которой награждаются «…лица, внесшие значительный вклад в развитие пенитенциарной медицины России».

Зрители фильма отмечают не только общность профессий главных героев, но и их поразительное внешнее сходство. Более того, сосьвинский доктор Шабуров является обладателем той самой редкой медали…

Вообще, этот фильм пронизан добром и гордостью за людей, способных служить Родине бескорыстно, что можно с полной ответственностью отнести и к самому создателю картины. Классический научно-популярный фильм «Торопитесь делать добро» с большим интересом и уважением воспринят на мероприятиях, посвященных 150-летию кончины доктора Гааза в Москве. Отмечен дипломом жюри Третьего открытого всероссийского фестиваля документальных фильмов «Соль земли» «За верное служение российскому кинематографу», дипломом Четвертого международного фестиваля христианского кино «Невский благовест», награжден призом «За лучший историко-публицистический фильм» на Первом Санкт-Петербургском международном кинофестивале «Надежда» и специальным дипломом Международного фестиваля «Detective FEST».

А Лидия Даниловна хочет снимать новый фильм. О капитане подводной лодки Игоре Анатольевиче Британове, еще одном легендарном человеке, живущем среди нас. В 80-е годы у берегов Америки капитан Британов по приказу командования должен был затопить­ советскую подводную лодку, на которой возник пожар. Но он приказа ослушался и спас почти весь экипаж. Позже его пригласили на встречу высшего генералитета морского флота Америки, когда он вошел в зал, все офицеры встали и десять минут стоя ему аплодировали. Отдавая должное подвигу советского капитана, американцы сняли о нем художественный фильм «Враждебные воды», а на родине его судили. Сегодня Игорь Анатольевич живет в Екатеринбурге, вместе с Котельниковой входит в Комиссию по вопросам помилования при губернаторе Свердловской области.

— Британов — это легенда и гордость нашего города, — говорит Лидия Даниловна. — О нем просто необходимо делать фильм! Но пока я не могу найти денег на съемки.

Увы, денег на подобное кино у нас нет. Герои и просвещение нынче не в моде. Тем более, ценен вклад каждого участника проекта «Просветители Екатеринбурга. Избранное» в культуру и образование города.

Наталья ПАЭГЛЕ, фото Вадима ОСИПОВА.

P.S. 18 сентября, в Екатеринбурге, в Доме кино состоится вечер, посвященный 55-летию творческого пути режиссера Лидии Даниловны Котельниковой. С чем мы и поздравляем этого удивительного человека!

 

novayagazeta.ru