Skip to main content

Тропинка к «Пеликану»

Дети делали ракету, занятие — очень увлекательное. Они знали, что их сегодня должен посетить президент страны, но ракета была запланирована давно, и отказаться от нее они не могли. Когда в комнату вошел Дмитрий Анатольевич Медведев, они вежливо поздоровались, и продолжили свое занятие.

Потом Зое Александровне, директору центра «Пеликан», будут пенять за то, что ее воспитанники не встретили президента достойно. А она будет считать большой честью проявленное внимание главы государства к делу ее жизни, и думать: значит, мы не хуже других. «Не хуже» — это слишком скромно, но в этом она вся.


Зоя Глухих со своим пеликаном

Чиновник с душой врачевателя

Среди 120 героев авторского проекта поэта и фотохудожника Вадима Осипова «Просветители Екатеринбурга. Избранное» люди самых разных профессий и социального статуса. В данной галерее, созданной к 290-летию города, при поддержке меценатов, в том числе Вадима Губина, Павла Подкорытова, Андрея Рыжикова, личности известные на весь мир, о них «Новая газета на Урале», оказывая информационную поддержку проекту, уже писала не раз. Но есть и другие, кого слава задела меньше, но чей вклад в просвещение, образование и культуру города неоценим. Одна из таких Зоя Александровна Глухих.

Она называет себя чиновником, вкладывая в это понимание системный подход к организации работы. А душой она — истинный педагог и врачеватель душ одновременно. По профессии — учитель, она и начинала работать в школе, потом в должности специалиста в Отделе образования Чкаловского района Екатеринбурга, затем в Министерстве образования Свердловской области.

В 2002 году стала победительницей конкурса Свердловской области «Женщина года». А еще раньше, в 1997 году, Зоя Александровна основала Свердловскую областную организация «Пеликан», директором которой является по сегодняшний день. Организация была создана с целью социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В «Пеликане» успешно реализована идея совместной деятельности и образования детей, имеющих ограничения в здоровье, и обычных ребят.

«Пеликан» дважды становился победителем конкурса социальных проектов Президента Российской Федерации. 1 февраля 2011 года Президент РФ Дмитрий Медведев посетил организацию и высоко оценил ее деятельность. Эти фразы тоже похожи на строчки из отчета добросовестного чиновника. Но на самом деле их трудно совместить с этой дорогой в одном из уголков Вторчермета, которая выводит на тропинку, петляющую по дворам, и приводит к типичному двухэтажному зданию, похожему на детский сад. Здание, прикрытое кронами осенних деревьев, прячется среди соседних многоэтажек, а летом его окружает цветущий парк. И с трудом верится, что сюда, на «задворки» Екатеринбурга, два года назад приезжал президент страны, чтобы познакомиться с одной из общественных организаций области, да еще детской, хотя претендентов на эту встречу были десятки.

 Работая в 90-е годы ведущим специалистом по восточному региону в Министерстве образования Свердловской области, и добросовестно выполняя свои обязанности, Зоя Глухих внутренне мучилась непонятным для нее вопросом, как в городе и области работают с детьми, имеющими из-за проблем со здоровьем ограниченные возможности? В какой-то момент для нее стала важна идея совмещения в одном сообществе детей-инвалидов с ограниченными возможностями и здоровых. Путь был к этому сообществу один — через адаптацию больных детей. Движение по этому пути можно было начать, только создав организацию. И она была создана — Свердловская региональная общественная организация социализации и реабилитации детей «Пеликан», чуть позже — городская некоммерческая организация «Образовательное учреждение «Пеликан».

— Это дало нам возможность по социальным вопросам взаимодействовать с областным Министерством социальной политики, с федеральными органами, а с другой стороны — с администрацией города, — рассказывает Зоя Александровна. — Мы получили это здание, которое два года стояло бесхозное, лицензию и стали набирать детей-инвалидов и с ограничениями здоровья. Сначала у нас были в основном ребята с заболеваниями психики — болезнью Дауна, шизофренией и другими расстройствами. Работать с ними было очень тяжело. Но еще тяжелее было смириться с искренней неприязнью окружающих, то есть жителей микрорайона. И тогда мне захотелось спрятать этих детей, но, не изолировав их от сверстников, а растворив среди них. Знаете, раньше часто выкладывали тропинку именно там, где ходили люди, а не как она начерчена в плане. Я могу этот образ перенести и на наш «Пеликан». Мы стали прокладывать тропинки к тем, кто в нас нуждался. И со временем к нам стали ходить вместе с больными совершенно здоровые и нормальные дети.

Сосуществовать рядом

Сколько бы мы не говорили о существующих в нашей стране проблемах инвалидов, мы не можем отрицать, быть может, самой главной — само наше общество не готово сегодня жить рядом с инвалидом. Каждый отдельный человек не готов к сопереживанию и соучастию инвалиду. В лучшем случае нам хочется отвернуться и пройти мимо. Сделать вид, что проблемы не существует. Корни этого явления слишком глубоки. И в том числе уходят в государственную политику, особенно насаждающуюся после Великой Отечественной войны, когда Москву очищали от инвалидов-фронтовиков, выселяя их из столицы, дабы не позорить лицо нации. Десятилетиями инвалидов прятали от общества, о них старались меньше говорить. В результате имеем то, что имеем. Мы — здоровые и больные, социально опасны друг другу.

 — Хуже другое, — уточняет Зоя Александровна, — что и инвалид не готов к восприятию рядом с собой инвалида. Поэтому мы и учим наших детей к взаимной адаптации в обществе.

Как известно, с детьми еще сложнее, дети отличаются особой жесткостью к сверстникам и не прощают им слабостей ни в каком проявлении. Миссия этой женщины, добровольно взваленная на собственные плечи, вызывает не только чувство глубокого уважения, но отчасти непонимания — как это возможно?

— У нас все дети занимаются вместе, — объясняет Зоя Александровна. — За что мне часто попадает? За то, что не видно инвалидов, ведь наша организация существует, в том числе и за счет субсидий Министерства социальной политики. Вот и появляются вопросы: а где же инвалиды? Я отвечаю: «Не покажу». Эти дети все вместе. И прошу родителей намеренно не различать здоровых и больных. Другое дело ребята с психическими заболеваниями, которые к нам в настоящее время ходят в основном на социальную реабилитацию, они с остальными воспитанниками встречаются только на праздниках, на спектаклях театра и других массовых мероприятиях.

Как не покажется странным, но сегодня на первый план выходят не только умственно-отсталые, но и дети, имеющие временное ограничения по здоровью, а также соматические инвалиды. Например, в настоящее время у мальчиков часто встречается болезнь Пертеса. Проявляется она в разрушении губчатой и хрящевой ткани головки бедра в тазобедренном суставе. Ребенку необходимо встать на костыли. И ходить при их помощи до тех пор, пока после длительного курса лечения не наступит исцеление. После чего начинается обычная жизнь, но это время нужно как-то прожить. Не отстать от сверстников в развитии, не замкнуться в себе, не озлобиться на других.

 — И мы стараемся способствовать этой социальной реабилитации, — рассказывает Зоя Александровна. — Или другой пример. У меня сейчас три ребенка с тяжелыми заболеваниями сердца. С ними очень опасно работать, и я постоянно за них волнуюсь. Есть дети с заболеванием крови, печени и других органов.

Зоя Александровна знает каждого из 80 своих воспитанников. Более того, она знает все о каждом из них. Переживая не только за их здоровье, но и полноценное существование в обществе. Уже несколько лет подряд она наблюдает в «Пеликане» жизнь одной девочки с заболеванием ДЦП, которую родители в возрасте 3 лет оставили зимой в сорокаградусный мороз на сутки в нетопленном доме. После чего у нее отказали почки. С тех пор она испытывает только одно желание — быть все время одной и только на солнце, чтобы оно ее согревало. «Такие дети закрываются в какие-то собственные шарики» — комментирует Зоя Александровна.

Это пример, конечно, семьи неблагополучной. И нельзя не учитывать, анализируя ситуацию в районе, его географию. Что в очередной раз вызывает уважения к Глухих, не открыла же она свою организацию в центре города. Никто не исключал из группы риска и родителей, злоупотребляющих алкоголем, никотином, наркотиками — последствия которых очевидны. Но это процентов 40 из общего количества воспитанников. Другая группа — недоношенные дети, как их сейчас называют, «500-грамовые», которых выхаживают в роддоме, но в дальнейшем умственную отсталость им никто не исключает. Такие тоже приходят в «Пеликан».

— А есть дети из вполне благополучных семей, которых родители могут лечить и вывозить за границу, а они имеют очень редкие заболевания, причина которых до сих пор не изучена. Сбой генетического кода, и все признаки неполноценности на лицо. А нарушение генетики происходит вследствие чего — плохой экологии, общей психологической ситуации в обществе, состояния постоянных стрессов. Это только те причины, которые сегодня могут медики назвать. А быть может, есть и другие, еще не изученные.

К этому списку стоит добавить детей, подвергшихся сексуальному насилию, после чего прибегнувших к попыткам суицида, чтобы понять, какое бремя взвалил на себя коллектив «Пеликана», состоящий всего из девяти человек, во главе с мужественной женщиной — Зоей Александровной Глухих.

Фиолетовый лес — творчество и спасение

У организации есть лицензия на проведение образовательной деятельности. Дополнительным образованием с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, реализуя научный и эстетический курс, занимаются достойные педагоги.

Прежде, чем определить направления в образовательной программе, сотрудники «Пеликана» серьезно задумались над тем, что может быть интересно их детям?

— Ответ для себя мы нашли в проектной деятельности, — говорит Зоя Александровна, — взяв за основу три проекта. Первый называется «Мы — россияне», в рамках которого очень подробно изучаем с детьми Россию. Инвалиды, как я уже отмечала — закрытые дети. Поэтому с ними важно в любом случае идти от их внутреннего мира, в данном случае Россия для них начинается с себя, со своего двора, улицы, города. Расширять рамки надо постепенно. И все-таки основная идея этого проекта состоит в том, чтобы дети понимали, где они живут и были благодарны своей стране за это.

Думаю, не все в этом утверждении согласятся с моей собеседницей. Шелохнулось что-то противоречивое и внутри меня. Но Зоя Александровна продолжила, и я согласилась с ней. Убеждения этой женщины, борющейся за честь своего государства не на словах, а на деле, да еще каком, убедили меня больше, чем любая политическая пропаганда.

— Мы все равно живем здесь, а значит должны воспитывать детей так, чтобы в них чувство благодарности своей родине, было тождественно чувству гордости за свою страну. Для инвалидов делается очень много. Не всегда программно, концептуально, но, тем не менее, вкладываются государственные средства на их лечение и восстановление. Если мы детей не будем учить соответствующему отношению к своей стране, то мы получим в будущем и соответствующих граждан — неблагодарных, озлобленных потребителей, которых у нас и так достаточно. Если мы не будем любить и гордиться своей страной, нас просто сотрут другие.

В этом проекте нам много помог автор «Просветителей» Вадим Вениаминович Осипов. Он провел с нашими детьми в игровой форме фотошколу, научив их первым навыкам фотографирования. А еще что ценно, учил детей смотреть на мир, и видеть в нем добро. Вместе с ним мы ездили в Сысерть по Бажовским местам, что для наших ребят стало настоящей сказкой. Они были горды тем, что сами фотографировали в доме-музее писателя и в окрестностях того места, где он жил. По итогам фотошколы мы выпустили альбом с материалом о фотошколе, авторы которого наши дети.

Второй проект «Всё, что человек получает в детстве, с ним остаётся на всю жизнь», реализуемый в «Пеликане», включает в себя «Программу-2100» и «Кроху», формирующие развитие творческого мышления у детей в возрасте 5-7 лет, обреченных в будущем на сидячий образ жизни. Программа включает знакомство с окружающим миром, способствует развитию познавательного интереса и творческого начала у ребенка. Добрыми помощниками в этом плане являются методики ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и технология развития творческого мышления санкт-петербургского ученого-физика Вячеслава Воскобовича. Ученицей основателя Теории решения изобретательских задач Генриха Сауловича Альтшуллера Зоя Александровна в конце восьмидесятых была лично, а Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Пеликан» приглашал в гости в 2012 году, посчитав за счастье лично познакомиться с автором и его технологией. Здесь стоит сказать, что у организации есть филиалы в области — в Карпинске, Богдановиче, Асбесте, и методические центры по работе с детьми-инвалидами в управленческих округах. Социальные учреждения с удовольствием принимают все, предложенное «Пеликаном», и активно участвуют в таких мероприятиях, как семинар Вячеслава Воскобовича. Более того, организация закупает для социальных учреждений области, где проходят реабилитацию более 600 детей в возрасте от 1 до 18 лет, оборудование под свои программы, убеждая в необходимости этого Министерство социальной политики.

«Фиолетовый лес», созданный для реализации творческих программ в самом «Пеликане», на самом деле настраивает на доброе отношение к окружающему миру и пробуждает фантазию. «В эту сказочную комнату я сама люблю приходить и отдыхать от мыслей, иногда грустных» — говорит Зоя Александровна, но при этом не опускает рук.

Маленькая Звездочка на большой Земле

Третья программа начала создаваться после посещения «Пеликана» Д.А.Медведевым. Он подарил организации сенсорную комнату, которая, по словам директора, представляет собой настоящий кладезь, с которым надо очень профессионально работать. На сегодняшний день создана концепция, описана программа предотвращения асоциального поведения у дошкольников.

— Есть дети с психическими нарушениями, которые сегодня живут абсолютно замкнуто, родители их не выводят в социум, они не проходят процесса реабилитации. В то время, как физиологически они могут ходить и когда-нибудь выйдут на улицы города… Поэтому, работая с нашими воспитанниками, мы начинаем с таких понятий, как: ложь и правда, брань и правильные слова, бить и жалеть, уныние и подарок. Все это направлено на предотвращение асоциального поведения в будущем, — объясняет свою идею Зоя Александровна.

Сенсорная комната напоминает светящийся и переливающийся различными огоньками фантастический мир. И все понятия о добре и зле больным малышам будут преподнесены через сказку, которую помогают создать студенты колледжа искусств. Маленькая Звездочка увидела из космоса самую красивую планету, которой оказалась Земля. Она отпросилась у больших звезд и прилетела на Землю, где начинается ее знакомство с миром людей, которое оказывается для нее не совсем простым.

— У меня есть друг-американец, который приехал в Россию лет 15 назад, прожил здесь год и заявил: «Теперь мне Россия абсолютна понятна. Из Америки я ее не понимал». Потом он уехал обратно. Как-то приехал снова, встретил меня и говорит: «Теперь я знаю точно, что я Россию не понимаю совсем». И такая же история происходит с этой звездочкой, — улыбается Зоя Александровна, — а значит и с нашими детьми, с которыми в течение двадцати часов работают над тем, чтобы преодолеть формирование задатков асоциального поведения. Думаю, что через год программа будет написана окончательно, и тогда мы пойдем дальше, работая по предотвращению асоциального поведения у более взрослых детей, особенно мальчишек, подвергшихся сексуальному насилию и прибегнувших к попыткам суицида. И на фоне этого идет обязательное формирования понятия «совесть», ведь они живут с другими рядом. А также умение защищать себя, не обижая других. Старая истина: «Добро должно быть с кулаками» напрямую относится к нашим воспитанникам. Они должны уметь вести себя так, чтобы никому находящемуся рядом даже в голову не пришло их обидеть, чтобы каждый живущий рядом понимал: «Нельзя!».

Для посещения президентом в городе выбирали всего несколько учреждений. Уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова, большой друг «Пеликана», посоветовала выбрать этот детский центр на Вторчермете. Именно по этим украшенным незамысловатыми детскими рисунками коридорам ходил руководитель страны. В одной из комнат он подошел к пятилетнему Никитке, который почти с рождения часто находился здесь вместе с мамой. Испытав уже в жизни большую социальную травму, мальчик очень ревностно, до болезненности, относился к своим вещам. Их нельзя никому, кроме него, трогать. Не подозревая ни о чем, Дмитрий Анатольевич наклонился к малышу и стал рассматривать его паровоз. Зоя Александровна внутренне сжалась. Никитка посмотрел на нее и разрешил президенту потрогать свою игрушку.

Честно говоря, когда я покидала «Пеликан», у меня было чувство, что здесь-то и находятся самые здоровые люди, и неплохо было бы всему нашему обществу пройти подобную реабилитацию.

Наталья ПАЭГЛЕ.
Фото Вадима Осипова и из архива "Пеликана"


Вадим Осипов с детьми и родителями проводит фотошколу по Бажовским местам

novayagazeta.ru