Skip to main content

Не о лишнем человеке

7 ноября в прокат вышел фильм «Географ глобус пропил», но предварительный показ состоялся еще в понедельник, в кинотеатре «Титаник Синема» в Екатеринбурге. Перед премьерой популярный писатель Алексей Иванов встретился с журналистами и ответил на несколько вопросов.

— Некоторые из тех, кто прочитал вашу книгу, посчитали ее пустой и даже бессмысленной. Как вы считаете, после экранизации романа таких отзывов будет меньше?

— Думаю, наоборот, еще больше. Экранизация всегда увеличивает количество зрителей и читателей, особенно увеличится количество тех, кто решит, что эта книга бездарна и ни о чем.

— Многие детали романа не вошли в фильм. Например, завуч школы — мать Киры, девочки, влюбленной в учителя географии. И одновременно в сюжете появились телефоны, которых в 90-е не было. Как вы на это отреагировали?

— Роман и фильм не о конкретном времени, ситуация вне времени, вне эпохи, и такой перенос сам по себе разумен. Зачем снимать про «лихие 90-е», когда действие можно перенести в наше время? Главное, чтобы это помогло прояснить некоторые ситуации, осознать тот смысл, что я пытался донести читателю, а режиссер — зрителю. Например, добавление телефонов позволяет быстрее понять, что главный герой лишь притворяется глухонемым. Дух романа перенесен в фильм, и он нравится зрителям, значит это хорошая экранизация произведения.

 — Говорят, что история географа автобиографична…  

— Знаете, бывает, привяжется к тебе какой-то образ, и все. Меня вот считают певцом уральской природы, но сам я пытаюсь уйти от этого. Да, я могу назвать себя сложным, скрытым человеком, и прототип Служкина отчасти списал с самого себя.

Что интересно, в прессе читал, что в моем романе критики пытаются найти образ лишнего человека. Но лишним он становится относительно конкретно какой-то эпохи. У меня была середина 90-х, сейчас 10-е годы, ничего не поменялось, следовательно, это не тип лишнего человека. В последние лет пятнадцать кинематограф снимает картины о том, как правильно и как не правильно жить. А эти книга и фильм о внутреннем монологе, который мы часто ведем. Сегодня мало произведений о душевном состоянии современного человека, вот поэтому, на мой взгляд, экранизация и вызвала общественный интерес, стала актуальной.

Вероника ДАЙНЕКО

novayagazeta.ru