Skip to main content

Спорный бюджет

Обсуждение бюджета Свердловской области всегда вызывает жаркие споры. Каким бы ни был бюджет, денег всегда на что-нибудь да не хватает. Вопрос состоит в том, каким образом распределить средства. Недавно в Екатеринбурге прошел круглый стол, на котором представители администрации Екатеринбурга, предприниматели, депутаты городской думы обсуждали формирование бюджета на 2014 год. Вместе с экспертами рассмотрим основные проблемы, возникающие при утверждении бюджета.

Бюджет Екатеринбурга урезают

Меня, как жителя Екатеринбурга, прежде всего, волнует факт сокращения городского бюджета. Предполагается, что объем городской казны сократится на 7 миллиардов рублей: с 35 до 28 миллиардов. Если раньше город получал обратно 30% с каждого рубля, отданного в областной бюджет, то сейчас — 18%. Все это ставит под вопрос выполнение ключевых пунктов программы развития города. Получается, что у мегаполиса нет бюджета развития, а есть только так называемый бюджет текущих расходов.

Большинство городов области — дотационные, и бюджет Свердловской области на 60% состоит из доходов Екатеринбурга. Заместитель главы Администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр Высокинский справедливо отмечает: «Если у нас живет 30% населения области, давайте хотя бы 30% бюджета развития оставлять Екатеринбургу. Это будет справедливо по отношению к горожанам, которые половину областного бюджета формируют». Сейчас некоторые сферы, например медицина, получают только 10% бюджета развития.

Больше не столица

Также в проекте бюджета удивляет смещение приоритета со строительства городских объектов на строительство ЕКАД (Екатеринбургской кольцевой автомобильной дороги). Объездная дорога, конечно, необходима, но в строительстве развязок на территории города люди нуждаются больше. Город задыхается от пробок.

Широко разрекламированная губернатором Евгением Куйвашевым и его заместителем Яковом Силиным программа «Столица» сворачивается. Предполагалось, что с 2013 года область будет выделять на развитие Екатеринбурга примерно по 4 миллиарда рублей. Но на 2014 год заложено только 760 миллионов. Складывается впечатление, что программа «Столица» была просто предвыборными обещаниями кандидата в мэры Екатеринбурга Я. Силина. Раз не победил на выборах, то программу можно и не выполнять, сделать вид, что ее и не было!

Как уже было сказано выше, остальные средства пойдут на строительство ЕКАД. Причина этого лежит не на поверхности. Александр Высокинский рассуждает: «Там все земли выкуплены частниками. Сегодня они стоят 5 миллионов рублей за гектар. Только мы прокладываем туда дорогу. И мы начинаем рассматривать проблему строительства окружной совсем по-другому». Видно, что кто-то получает от этого конкретные преференции. В данном случае можно говорить о лоббировании бизнесом своих интересов.

Зачем нам метро?!

Екатеринбург был и остается локомотивом Свердловской области, он будет наполнять большую часть бюджета области. Но должна быть и обратная реакция. Городу необходимы средства на строительство метрополитена и дорог. Депутат городской думы Екатеринбурга Дмитрий Сергин отмечает: «На уровне области даже нет попыток сегодня предложить софинансирование строительства метро. Мы говорим о Чемпионате мира 2018 года. Чтобы успеть, надо уже сегодня вкладывать».

С депутатом дискутирует председатель регионального отделения «Деловой России» Леонид Гункевич: «Вы готовы еще два года поездить на метро только до станции «Геологическая» ради того, чтобы здравоохранение, например, больше получало?». Но представитель делового сообщества даже не знает, что екатеринбургский метрополитен проложен уже до «Чкаловской» и «Ботанической»! Наверное, когда едешь в дорогом автомобиле легко рассуждать, куда потратить миллиард рублей. Какая разница, есть метро или нет? Да и на дороги некоторым чиновникам и бизнесменам наплевать. Ведь когда все надоест, можно взять и уехать куда-нибудь в Майами.

Город федерального значения

Спор о том, в какую сферу направить бюджетные средства был, есть и будет. Так сложилось исторически, что противоречия между городом и областью были всегда. Чтобы решить эту вечную проблему, может быть, стоит пообсуждать идею разделения региона. Такие примеры у нас в стране есть. В России есть два города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург. То есть Москва и Московская область являются разными субъектами РФ. Аналогично — Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Вокруг города уже давно сложилась агломерация, так называемый Большой Екатеринбург. Туда входят Верхняя Пышма, Среднеуральск, Березовский, Арамиль. Придание Большому Екатеринбургу статуса города федерального значения и, соответственно, появление двух регионов — Екатеринбурга и Свердловской области — дало бы преимущество обоим субъектам. Свердловская область стала бы получать значительные дотации из федерального бюджета. Екатеринбург же перестал бы зависеть от области и тоже стал бы получать средства на свое развитие напрямую из федерального бюджета. Естественно, большинство полученных в городе доходов здесь бы и оставались.

Публичные обсуждения необходимы

Участники дискуссии пришли к выводу, что публичное обсуждение бюджета просто необходимо. И это обсуждение можно проводить в разных городах области. Желательно стремиться выработать методологию составления бюджета, и уже потом делать предложения правительству и губернатору. Следует больше работать с депутатами областной думы. Ведь именно они могут принять решение об увеличении поступлений из области в бюджет Екатеринбурга.

Остается надеяться, что всем заинтересованным в обсуждении бюджета лицам удастся прийти к компромиссу. И бюджет Свердловской области 2014 года будет принят не в личных интересах отдельных чиновников и предпринимателей, а в интересах горожан и будущего Екатеринбурга.

P.S. Публичные слушания по вопросам формирования бюджета Екатеринбурга состоятся 27 ноября 2013 года в 14.00 по адресу: г. Екатеринбург, пер. Банковский, 1, каб. 451 (зал заседаний).

Александр ОСОКИН

novayagazeta.ru