Skip to main content

«ЯМА»

на сцене Свердловской музкомедии. МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА 8 и 9 декабря — МЮЗИКЛ СЕРГЕЯ ДРЕЗНИНА

Свердловская музкомедия снова замахнулась на мировую премьеру. На этот раз литературным первоисточником стала повесть Александра Куприна «Яма». Постановочная группа «Ямы» — мощная команда профессионалов: режиссер — Нина Чусова (Москва), художник — Павел Каплевич (Москва), композитор — Сергей Дрезнин (Париж). Именно они в 2008 году всколыхнули театральное пространство историческим блокбастером «Екатерина Великая». Этот мюзикл до сих пор идет на сцене Свердловской музкомедии при полных аншлагах.

Работа театра над «Ямой» началась в конце прошлого сезона. В июне актеры получили распределение на роли и музыкальный материал. Надо сказать, что в отличие от «Екатерины Великой», постановочный период «Ямы» невероятно короткий. С момента первой читки и до премьеры — всего 2 месяца. Для такого большого и сложного спектакля, в котором занята почти вся труппа театра, - это невероятно стремительно и быстро.

«Яма» Свердловской музкомедии

«Яма» — это последнее крупное произведение великого русского писателя Александра Куприна. В нем автор рассказывает об обитателях публичного дома начала 20 века. В предисловии повести вместо эпиграфа слова автора: «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее, от всего сердца, посвящаю ее матерям и юношеству». «В нашем спектакле нет ничего безнравственного и неприличного», — говорит режиссер-постановщик Нина Чусова. Больше года режиссер искала художественный прием спектакля, через который была бы оправдана рискованность и раскованность сюжета. И нашла, предложив подчеркнуть «кабарешную», игровую природу происходящего на сцене, но не теряя драматическую интонацию спектакля. Несомненно, такой прием оправдан: кабаре — это женщины, а именно их судьбы, их истории интересуют режиссера. Сценические женские образы а ля Тулуз-Лотрек, с яркими париками, от фиолетового до рыжего, чулками в сетку и откровенными корсажами, гармонично рифмуются с темой кабаре. Однако нарочитая театральность, распущенность, вульгарность — это только одна сторона жизни всех главных героинь. По другую сторону стоят любовь, надежда, доверие, материнство…

«Не нужно искать «Яму» Куприна в нашем спектакле», — предупреждает Чусова. «Я готова к тому, что многие будут говорить: «Это не Куприн». Да, это не Куприн, это размышления автора либретто Михаила Бартенева на тему «Ямы» Куприна. Это история не про публичный дом и его обитателей. Это размышления о том, что бывает, когда нет любви, как опасна женщина без любви, о том, что без любви полная яма».

Костюмы и декорации

Визуальный образ спектакля — гигантскую решетку, которая займет всю заднюю часть сцены, — предложил художник-постановщик мюзикла Павел Каплевич (лауреат премии «Золотая маска» за костюмы к спектаклю «Екатерина Великая»). Общий вес декораций почти 1,5 тонны — 2 большие четырехметровые лестницы, которые обрамляют сцену, три решетки, одна из которых 6 метров в высоту, а весом более 6000 килограмм. Жизнь в клетке, за забором, за изгородью, — такое визуальное разделение на здесь и там, на мы и они, как нельзя более ясно подчеркивает дуализм мира. Двойственная природа усилена фантазийными костюмами, которых в спектакле более 300 и сшиты они из самых разных материалов — от меха до бумаги, они переходят один в другой, меняются и трансформируются прямо на глазах.

Музыка

Композитор мюзикла «Яма» — русский француз Сергей Дрезнин. Автор мюзиклов и музыкальных спектаклей, поставленных на сценах театров Вены, Берлина, Москвы, Зальцбурга, Нью-Йорка и других городов. Как и в «Екатерине Великой», в новом мюзикле «Яма» не избежать стопроцентных хитов.

Валентина СМИРНОВА

 

В театральных интерьерах в полную силу идёт не только репетиционный, но и съёмочный процесс. Да-да, для мюзикла «Яма» потребовался мини-фильм! На днях на Новой сцене театра прошли съёмки «немого» киноэпизода с участием героев повести Куприна из нового мюзикла. Режиссер Нина Чусова решила в одном спектакле соединить два жанра — мюзикл и немое кино. Сценическая фактура спектакля «Яма» — кабаре и кино эпохи Веры Холодной.

Для съемок одной из киносцен в роскошном хрустальном фойе Свердловской музкомедии появился очаровательный будуар — там снимали весьма пикантный эпизод будущей театральной короткометражки. Все было по-взрослому — настоящая киношная хлопушка, команды: «Камера!», «Стоп!», «Снято!». И самые настоящие артисты — солисты театра Мария Виненкова, Алексей Литвиненко и Валерий Фадиев, артисты хора Алексей Блинов и Евгений Бирючинский, а также воспитанник Детской студии.

novayagazeta.ru