Skip to main content

Лилия Немченко: «Кардинальные изменения возможны только при создании абсолютно нового кинофестиваля»

С 1 по 4 декабря в Екатеринбурге в десятый раз пройдет международный фестиваль-практикум «Кинопроба». В этом году зрителей снова ждут показы анимационных, документальных, игровых короткометражных фильмов, интересные мастер-классы и встречи с известными деятелями искусства кино.  О будущем кинофестиваля с богатой историей рассказала директор «Кинопробы» Лилия Немченко.

-Чем отличается нынешняя «Кинопроба» от своих предшественниц?

-Во-первых, «Кинопроба» стала на год старше. Мне кажется, что мы уже выработали определенный стандарт и пока будем его придерживаться. На фестивале сильно не разбежишься: есть конкурс, и есть внеконкурсная программа. Конкурс немножко изменился, но номинации остались все те же. В основном изменения происходят в области географии участников – она постоянно расширяется. В этом году на «Кинопробе» будет представлено еще больше школ и больше стран.

-Кто в этом году войдет в жюри конкурса?

-Из работающих режиссеров в состав жюри войдут Йос Стеллинг и Алексей Федорченко. В жюри фестиваля в этом году появятся люди, которые профессионально занимаются анимацией и ее дальнейшем продвижением. В первую очередь, это кинокритик, журналист, историк Павел Шведов. Сейчас он задействован в составлении программы большого фестиваля мультфильмов в Москве. Кстати, именно Павел проведет очень интересную анимационную кураторскую программу «Под иным флагом» о тех людях, которые по каким-то причинам покидают нашу страну и делают кино за границей. В рамках этой программы мы попытаемся поговорить, почему так происходит. Также в состав жюри войдут драматург Ярослава Пулинович, аниматор, художник Нина Бисярина, редактор телеканала «Страна» Владислав Николаев и другие.

-Расскажите подробнее о программе кинофестиваля в этом году.

-Чем всегда сильна «Кинопроба», так это своими off-программами. Мы всегда стараемся их делать очень концептуальными. В этом году на внеконкурсной программе будет представлена подборка стереофильмов, которая будет посвящена советскому спорту и советскому Сочи. Курировать показы огромного количества мультфильмов о московской олимпиаде будет давний друг фестиваля, историк анимации Георгий Бородин. В ряду традиционных программ в очередной раз появится проект «Археология кино», в рамках которого пройдет показ документального фильма «Афганистан». В России эту картину зрители могли видеть всего один раз на фестивале «Белые столбы». Из новинок – целая серия профессиональных мастер-классов. Естественно, это мастер-класс, посвященный профессии режиссера. Его кураторами станут члены жюри – Йос Стеллинг и Алексей Федорченко. Также будут представлены профессии продюсера, сценариста, киноведа, оператора. К завершению фестиваля мы решили подготовить особую юбилейную программу. Мы покажем лучшие фильмы «Кинопробы». Помимо всего этого, мы организуем вечер памяти режиссера Алексея Балабанова. Мероприятие пройдет в двух частях: сначала будет показан незаконченный фильм Балабанова – «Река», а потом пройдет круглый стол под названием «Честное кино Алексея Балабанова». В этом году наши участники смогут впервые защитить свои сценарии на питчинге. В конкурсную комиссию питчинга войдет уральский сценарист Ярослава Пулинович, проректор ВГИКа Алевтина Чинарова и многие другие.

-С каждый годом внеконкурсная программа становится все более насыщенной и разнообразной. Не боитесь ли вы, что в какой-то момент приоритеты будут расставлены не в пользу конкурса?

-Вы правы. Поскольку из-за очень скудного финансирования мы оказались загнаны в эти несчастные четыре дня, программа в какой-то момент стала жутко перенасыщена. Если бы фестиваль продолжался как минимум неделю, такого смещения не возникло. Однако я не думаю, что в будущем концепция «Кинопробы» сильно изменится.

-А может ли она вообще измениться?

-Может, но незначительно. Кардинальные изменения возможны только при создании абсолютно нового кинофестиваля. Сейчас на фестивале действуют дебюты короткого метра. Я могу предположить, что в будущем появятся дебюты полного метра. И потом, мне кажется, на этот фестиваль всегда должны приезжать продюсеры. На самом деле, «Кинопроба» вообще должна стать таким продюсерским фестивалем. И тогда сразу станет понятно, ради чего все это делается.

-А сейчас ради чего?

-Сейчас фестиваль – это стартовая площадка для многих начинающих режиссеров. Но, по большому счету, люди просто зарабатывают себе биографию. Ко всему прочему, мы стараемся реализовать просветительскую функцию.

-Расскажите о современном зрителе «Кинопробы».

-Говоря языком маркетологов, наши зрители подразделяются на два сегмента. Один сегмент – постоянный. В первую очередь, наши зрители – это студенты и выпускники университетов. Обычно каждое дело создается для друзей, поэтому среди зрителей много родственников и знакомых. Другой сегмент – это люди интересующиеся. Здесь стоить отметить, что фестиваль бесплатный, вход на любые мероприятия свободный, поэтому часто зрителями становятся люди, которые увлекаются кино и просто наслышаны о «Кинопробе». Сейчас мы не можем похвастаться такой заполняемостью зала, как фестиваль «Россия». Но, во-первых, тот фестиваль в два раза старше нашего, а во-вторых, в целом, там ориентация на другую публику. 

-С какими проблемами обычно сталкивается фестиваль?

-Главная проблема заключается в том, что к нам не приезжают участники. То есть фестиваль не может оплачивать дорогу конкурсантов и даже призеров, у него нет таких возможностей. Я иногда сравниваю «Кинопробу» с похожим фестивалем в Санкт-Петербурге. Тот фестиваль проходит в сентябре, и на нем всегда присутствуют  иностранные участники. Правда, при всей любви к нашему городу, стоит признать, что в Петербург едут еще и потому, что это Петербург. А что придумать, чтобы ехали сюда в декабре месяце, я, честно говоря, пока не знаю. Другая наша проблема заключается в том, что у нас проходит мало воркшопов. Обычно они у нас есть, но в этом году не будет. Во-первых, это требует людей, которые смогут курировать проекты, а во-вторых, это опять же требует дополнительного финансирования.

-Что вы можете сказать об участниках фестиваля в этом году?

-Студенческие фильмы всегда определяются учебными задачами, поэтому говорить о каких-то существенных изменениях в конкурсных работах трудно. Единственное, что я могу отметить, западные киношколы гораздо смелее осваивают очень разнообразный социальный материал, отечественные режиссеры в этом плане более инфантильные. Это принципиальное отличие. 

-По каким главным критериям осуществляется отбор конкурсантов?

-Жюри оценивают профессию. И сколько бы мы не говорили о том, что кино может снимать каждый, какие-то профессиональные навыки очень важны. Каждый создает свой язык. Насколько этот язык выразителен,  и оценивает жюри. Главный критерий, наверное, художественный, потому что «Кинопроба» – это же не фестиваль социальной рекламы, где не так важна форма.

-Что бы вы пожелали «Кинопробе» сегодня?

-Что бы она вовремя началась и вовремя закончилась.

Екатерина КУСТАРЁВА, «Новая на Урале»
Фото с сайта vk.me

novayagazeta.ru