Skip to main content

Глобальное понимание — черта индивидуальная

Авторский проект Вадима Осипова «Просветители Екатеринбурга. Избранное», информационным партнером которого выступила «Новая газета на Урале», и широко представленный в октябре в столице Урала, в ноябре вышел за ее пределы, давая о себе знать в городах области. И это понятно: ведь просветители с презентацией проекта свою деятельность не завершили, а продолжают ее дальше в разных направлениях.

Представление героя

Поводом рассказать об одном из участников проекта послужила не столько формальная дата — 15-летие Института психологии Уральского государственного педагогического университета, сколько общее стремление отдать должное отечественной высшей школе в лице человека, истинно ей преданного.

Светлана Алигарьевна Минюрова — директор Институт психологии УрГПУ, доктор психологических наук, профессор. Отмечена знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», памятной медалью «285 лет со дня основания Екатеринбурга», в 2012 году — стала победителем конкурса «Профессор года», учрежденного Губернатором Свердловской области.

А самая главная ее награда — непреходящее признание коллег и студентов, отмечающих ее неординарный подход к организации учебного процесса. Студентка 4-го курса Мария Кукарских с восхищением говорит о ежегодных Всероссийских студенческих олимпиадах, проходящих на базе Института психологи: «К нам приезжают студенты из разных городов страны и общаются в формате конкурса. На это выделяется несколько дней, и задействуются все студенты нашего института. Очень интересное, познавательное и открывающее дополнительные возможности мероприятие, в ходе которого объединяется молодежь из разных вузов, где преподают психологию. Мы делимся опытом, рассказываем обо всем новом». А Мамедова Эльвира, тоже старшекурсница, вспоминает о том, как Светлана Алигарьевна преподавала им на втором курсе «Возрастную психологию».

— Преподавала очень интересно, включая в лекции свой личный опыт, приобретенный в работе над проектом «Глобальное понимание», в ходе которого, путешествуя по разным странам, налаживала контакты с другими вузами, вплоть до штата Северная Каролина в США. Нам она давала возможность узнать много больше, чем предусмотрено стандартами предмета. Всякий раз делая акцент на том, что каждый из нас может участвовать в разных проектах, расширяя свои возможности в обучении.

Светлана Минюрова инициативна и, подвигая к активности всех окружающих, с оптимизмом рассказывает о новых проектах:

— Екатеринбург становится открытым городом. Перекрестком евроазиатских настроений, пространством саммитов и международных выставок — город распахнулся миру. Хочется принимать гостей, чувствовать богатство культурного наследия и энергетику современности в международном масштабе.

Я работаю в ВУЗе, в атмосфере юношеских стремлений к общению, к открытию нового, к выходу за пределы всевозможных ограничений. Молодые люди всегда отличаются повышенной мобильностью. Рада, что могу создавать и содействовать развитию таких культурно-образовательных проектов, как «Глобальное понимание», которые позволяют нам интегрироваться в мировое пространство. Проект осуществляется на основе Меморандума УрГПУ с Восточно-Каролинским университетом (США) посредством создания виртуальной образовательной среды с участием университетов из 30 стран, — с увлечением рассказывает Светлана Алигарьевна.

Ее настроение разделяют и студенты, сформировавшие свое мировоззрение в аудиториях института. Пятикурсница Алена Соколова отмечает, что возможности для реализации различных проектов в Институте психологии огромные.

— Помню, как одна из наших студенток, Мария Курочкина, предложила Светлане Алигарьевне организовать встречу с Грэгом Бенником, американским рок-музыкантом и сопродюсером интересного психологического фильма «Бегство от смерти», который он привозил в Екатеринбург и рассказывал о себе и своем понимании жизни, трансформированном через фильм. За два дня, которые нам были отпущены на организацию и проведению встречи, удалось спокойно обо всем договориться с директором института. Нам выделили аудиторию, проектор, можно было не только посмотреть этот фильм, но и обсудить его. Учитывая, что и фильм, и Бенник, отличающийся специфичностью, вообще не в формате университета, думаю, что с другим руководителем это могло не пройти. А Светлана Алигарьевна отнеслась к нам с пониманием. Для нас, студентов, очень ценна эта легкость, свобода, открытость руководителя.

Исходя из стереотипа собственного мышления, зацикленного на слове «психология», связанного в моем представлении с личностными процессами, мне искренне захотелось понять взаимосвязь между интересными студентами Минюровой, глобальным пониманием, Северной Каролиной, специфическим рок-музыкантом, Институтом психологии на Урале, и — журналистикой — специальностью, которую Светлана Алигарьевна получила в УрГУ.

— Если говорить о журналистике, то, с точки зрения реальной практики подготовки текстов, я от нее никуда не ушла. Другое дело, что я их сейчас готовлю в определенном направлении: научные статьи, монографии. Журналистика для меня — это пространство внутренней свободы. Я благодарна нашему факультету за то, что это пространство стало моим жизненным принципом. Эта творческая и образовательная среда, которая позволяет сохранять себя и чувствовать те ориентиры, которые называются нравственным началом в человеке.

«Факультет у нас особый…

…журналистики УрГУ» — эту песню-гимн мы распевали с особым удовольствием, абсолютно уверенные в правоте этих слов. Наш факультет, где мы в одно время учились со Светланой, без сомнения был особым. Нам завидовали все остальные ургушники. На журфаке учились особо талантливые студенты и, несомненно, были самые неординарные преподаватели. В течение трех-четырех пар подряд вкладывая в наши головы постановления партии и правительства и убеждая нас в том, что мы — самый идеологический факультет, они тут же формировали в нас дух свободы и независимости, творческой атмосферы, где было создано все для развития творческой личности.

Нам позволялось по ночам выпускать на факультете стенную газету длинной в несколько метров, дискутировать на круглых столах, писать добрые шаржи на преподавателей и, встав вместе с ними в круг, положив руки на плечи друг другу, петь «И выйдут без задержки наутро, как всегда, «Известия», и «Правда», и «Красная звезда». Нам позволялось высказывать свое мнение в газете на производственной практике сразу же после окончания первого курса и с этого же времени за каждое написанное слово отвечать.

Светлану на факультете знали все. Она была круглой отличницей в течение всех пяти лет обучения и с красным дипломом окончила журфак. Но она не была, как сегодня бы выразились, «ботаником». Всегда — живая и доступная в общении. В читалке общежития мы засиживались до поздней ночи. Не делясь на отличников и троечников (троечник на нашем факультете в будущем мог стать неординарным критиком или поэтом, что случалось не раз) и нередко споря, обсуждали только что вышедший на экраны новый фильм или новую повесть, опубликованную в одном из «толстых» журналов.

К Светлане с уважением относились преподаватели, считались с ее мнением и единогласно, хоть единогласие и единодушие не было характерно для нашего журфака, избирали комсоргом факультета и комиссаром отряда во время работы в колхозе. Помню, как в пору ее комиссарства, убрав свое поле, мы по призыву Светланы и командира отряда, собирались помочь математикам в соседнем сельскохозяйственном отделении. Уже падал первый снег. Было холодно и слякотно. Комиссар предложила остаться только добровольцам. Ими оказались все, кроме заболевших. Моя однокурсница отложила даже собственную свадьбу, уверенно заявив: «Я Светлану подвести не могу».

— А сколько нам давали литературы — отечественной и зарубежной, сколько всемирной культуры и спецкурсов, которые нам позволили в дальнейшем ориентироваться в обыденной жизни! — вспоминает сегодня Светлана Алигарьевна. — Мы учили сельское хозяйство и промышленность, медицину, кино и театр, этику и эстетику, психологию — чего мы только не учили? А сколько нам давали стилистики и русского языка на базе классической филологии! Это — мощная школа культуры, база — гуманитарная и гуманистическая, на основе которой можно строить все остальное образование. И в то же время огромные возможности для общения с другими людьми.

Что дают мне журналистика и психология? Психологию в чистом виде можно выразить в формуле: «Я общаюсь с людьми, которым интересен аспект: я интересен себе, я хочу познать себя». В журналистике мне интересны другие люди, взаимодействие и общение с другим человеком. Я пришла из журналистики с интересом к другим людям. Не скажу, что я себе не интересна, но мой акцент на том, чтобы узнавая других, узнавать себя. А не вариант замкнутости на себе.

Эта цельность характера, сформированная с юношеских лет, и сегодня позволяет ей не менять нравственные ориентиры, сохранять постоянное стремление к познанию и саморазвитию, являя собой пример для студентов и коллег. Это подтверждает и Наталия Олеговна Леоненко, доцент кафедры общей психологии Института психологии УрГПУ, руководитель культурно-образовательного проекта «Межкультурный диалог по-русски».

— Директор нашего института очень восприимчива к новым идеям. Чувствует их задолго до того, как они становятся тенденцией. Она одна из первых в России ощутила актуальность перспективного проекта «Глобальное понимание», реально позволяющего студентам из разных стран и континентов общаться и развивать свою межкультурную компетентность, без которой сложно жить в современном мире. На реализацию этого проекта надо было решиться, на это смелость нужна. И это качество присутствует у Светланы Алигарьевны.

Книги по психологии Светлана начала читать еще на журфаке. А когда у нее в 1988 году возник выбор между должностью корреспондента радио-телевидения и ассистента на кафедре общей психологии тогда еще Свердловского государственного педагогического института, она выбрала второе, на что нужна была большая смелость.

Общаться по-русски

С красным дипломом, с отличными оценками за профессиональную практику для нее были открыты двери даже редакций областных газет, а с таким внутренним потенциалом недолго было бы и занять место редактора. Но должность для нее никогда не была самоцелью. Важным было другое — личное саморазвитие, собственный рост, востребованность окружающих, при том, что все это должно гармонично укладываться в ее жизненный путь, не противореча душе, а создавая внутренний комфорт. Мышиная возня вокруг внешних статусных атрибутов ее не интересовала. Быть может, потому она так последовательно и целеустремленно росла в институте, переименованном в 1993 году в университет. За четыре года от ассистента до доцента, заведующей кафедрой, декана факультета психологии Уральского государственного педагогического университета. А с 2002 года и по сей день занимает должность директора Института психологии.

Такие плоды дали уникальность личности и удивительная работоспособность. Сама же Светлана Алигарьевна говорит об этом без пафоса.

— Мне просто интересна моя работа. Однажды, еще студенткой журфака, во время преддипломной практики в отделе пропаганды и идеологии областной газеты в городе Горьком, я готовила материал об одном известном психотерапевте. Его деятельность произвела на меня огромное впечатление. Я увлеклась психологией.

С тех пор Светлана Минюрова сама создала немало научных трудов по проблемам психологии самосознания. В 1995 году защитила кандидатскую диссертацию, в 2010-м — докторскую в Психологическом институте Российской академии образования в Москве. Опубликовала 5 монографий, 180 научных статей и учебно-методических пособий. Выиграла и реализовала несколько грантов Российского гуманитарного научного фонда. Подготовила 15 кандидатов психологических наук.

Даже непосвященному в тонкости научной деятельности этот перечень наглядно говорит о приверженности своему делу, лучший результат которого проявляется в атмосфере творческого поиска в возглавляемом ею институте.

— Я ценю в Светлане Алигарьевне сочетание, казалось бы, диаметрально противоположных качеств. С одной стороны, она — блестящий стратег, просчитывающий движение нашего института и отдельных направлений на много шагов вперед, к тому же она — эффективный управленец, но при этом за кадрами она видит человека, — говорит о своем руководителе Наталия Олеговна Леоненко. — Коллеги важны для нее не просто как функциональные единицы, при помощи которых можно решать какие-то производственные задачи, в каждом она видит личность. Не может не поражать ее работоспособность. При этом для нее характерны внутренняя глубина и содержательность. Она требовательный человек, но по отношению к себе требовательна больше чем к другим. Других же она способна вдохновлять, когда, кажется, нет сил. Поговоришь с ней и понимаешь, что силы есть и хочется двигаться дальше.

Занимаясь вечными проблемами саморазвития и самопознания, выраженными сегодня в ее курсах «Психология развития» и «Возрастная психология», изучая прежде этнопсихологию и аспекты самосознания, Светлана Минюрова вышла на проблему межкультурного диалога, связанного с глобальным пониманием. Казалось бы, мы больше сегодня говорим о всеобщем непонимании, не только на уровне международном, но и с соседом по дому, по историческому прошлому. А она замахнулась! И не отступает.

— Видеоконференции в мини-группах в режиме реального времени, индивидуальные чаты, совместные проекты, электронная переписка обеспечивают опыт разнообразного межкультурного взаимодействия для студентов. Молодые люди получают возможность понимать, исследовать и ценить существующее разнообразие культур и процессы глобализации, а также содействовать в распространении знаний о своей культуре. В этом учебном году наши студенты, практикуясь в использовании курса английского языка как рабочего, имели возможность выстроить рабочие и дружеские отношения с партнерами из США, Перу, Алжира, Египта, Пакистана, Китая, — с удовлетворением рассказывает она.

И находит себе в этом деле единомышленников. Наталья Леонидовна Смирнова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования Института развития образования Свердловской области, считает, что Светлана Алигарьевна умеет без суеты и нервозности преодолевать бюрократические барьеры, человеческую лень, закомплексованность, пассивность. Поднимать людей (не только коллег, но и иностранцев, на которых административный ресурс вообще не действует) на реализацию крупных проектов.

— Эта хрупкая и красивая женщина — большая труженица, честный и очень порядочный человек. Меня восхищают в ней ее жизнестойкость и творческий подход к делу, умение мыслить на метапредметном уровне и объединять разных людей для решения поставленных задач. Это качества современного руководителя! Рядом с ней хочется служить делу, а не лицам.

Разделяют это мнение и иностранцы, участники межкультурного проекта «Общаться по-русски». Для Адама Новаковского, координатора международного сотрудничества при Кафедре русской филологии Государственной высшей профессиональной школы имени Станислава Пигони в польском городе Кросно очень важно взаимопонимание между русскими и поляками. Встречаясь с коллегой из России, он обсуждал с ней многие вопросы, каждый раз удивляясь ее глубокому пониманию всех тонкостей взаимного сотрудничества и смелым планам, направленным на его дальнейшее развитие, с учетом общей сложной истории России и Польши.

— Кроме того, я хорошо запомнил ее нынешний визит в Кросно, во время которого она показала себя отличным дипломатом, умело общающимся как с самим ректором университета, членами сената, так и со студентами, вызвав у всех доброжелательное отношение к УрГПУ и Екатеринбургу.

Йозеф Сипко, профессор кафедры русской филологии Прешовского университета из Словакии, также подчеркивает значимость совместных российско-словацких проектов для студентов двух вузов.

— На философском факультете Прешовского университета в Словакии имеется возможность общаться с иностранными коллегами и студентами посредством телемостов. Благодаря Светлане Минюровой, нам удалось наладить контакты с некоторыми ее коллегами и студентами и, таким образом, у нас получилась прекрасная возможность общаться по-русски — с русскими прямо во время занятий. Эту форму русскоязычной коммуникации мы намерены развивать и впредь. Хочется отметить, что это пока единственный случай, когда мы могли вести данный интеркультурный диалог, хотя у нас есть и другие кафедры иностранных языков. С особым удовольствием наши прешовско-екатеринбурсгские телемосты восприняли студенты.

Элегантный директор

С Татьяной Бугеловой, доктором психологии, заведующей кафедрой психологии труда и школьной психологии Прешовского университета, мы познакомились на Всероссийской студенческой олимпиаде в УрГПУ, куда Светлана Минюрова пригласила нас обеих. Татьяне нравилось пребывание в России, за чашкой чая она с удовлетворением рассказывала о том, как была организована ее стажировка, отмечала бескорыстную помощь директора института в организации ее досуга, когда она могла посещать театры и выставки Екатеринбурга. «Профессор Минюрова — не только амбициозный специалист, ценный человек, но и элегантный представитель вашего университета» — говорила она, будто пытаясь донести до всех присутствующих важную мысль.

Лично мне дважды довелось участвовать во Всероссийских студенческих олимпиадах в Институте психологии. Проводя круглый стол и мастер-класс, я — человек со стороны, наблюдала не только очень высокую организацию мероприятий, но и их высокую эффективность. Когда все — студенты и преподаватели говорили о насущном, о том, что волнует сегодня наше общество и называется национальной самоидентичностью, общенациональной идеей и взаимодействием со всем современным миром.

Бесконечные реформы образования и науки в нашем государстве, сведенные не то к изживанию гуманистического начала во всем российском просвещении, не то к переделу научной собственности, а возможно к тому и другому одновременно, не предполагают только необходимого — самого процесса образования, построенного на сохранении традиций классической науки, культурного наследия и современного подхода. Более того, это странно, что в вузах есть замечательные научные деятели, способные, с учетом настроений и особенностей сегодняшней молодежи, не опускаться до уровня подготовки квалифицированных потребителей, а стремиться к созданию истинно интеллектуального потенциала нации. К взращиванию того слоя интеллигенции, без которого невозможно развитие ни одного достойного общества. Без сомнения, к этим людям относится Светлана Алигарьевна Минюрова. Ее способ управления и общения в институте формирует не только определенную профессиональную среду преподавателей, но и что крайне важно, будущих педагогов, тех, кто дальше будет трансформировать полученные знания, перенося их на детей и подростков, формируя их нравственность.

Все закладывается сейчас, в этих аудиториях, оборудованных лучше, чем в других институтах университета. Все закладывается в этих коридорах, где студенты наблюдают доброжелательность директора, ее спокойствие, вселяющее уверенность во всех. «Она поражает своим благородством и уравновешенностью, удивительно редким сегодня качеством. Она — эталон гармонии» — говорит четверокурсница Юлия Краева. «Она знает всех нас в лицо и по имени, — добавляет ее сокурсница Ольга Ганусова». Для работающих рядом с ней, например, сотрудницы института Марины Кустовой важна ее чуткость и отзывчивость, для студентов Кирилла Дмитриева и Марии Курочкиной — взаимопонимание и соучастие.

Хватит ли на всех одного человека? Способен ли он выдержать подобную нагрузку?

— Как-то во время летних студенческих каникул я поехала работать в пионерский лагерь старшим воспитателем, — вспоминает Светлана Алигарьевна. — И там от побудки до заката необходимо было выстраивать все отношения: улаживать конфликты вожатых, решать проблемы поваров и завхоза, следить за воспитательным процессом, отвечать на вопросы родителей, заниматься другими проблемами. Я себя там чувствовала хорошо. Мне было все интересно, вокруг меня кипела жизнь. И все эти годы в институте я себя ощущаю тем самым старшим воспитателем. Но я не чувствую тяжести этой работы. Когда меня спрашивают: «Как вы можете вынести все нагрузки?», — то для меня внутренний ответ прост: «Если бы не могла, то не вынесла». И этот ответ есть некий критерий — твое дело тебя не тяготит, ты чувствуешь себя легко, значит, наверное, занимаешься тем, чем должна.

Наталья ПАЭГЛЕ
На фото Вадима ОСИПОВА Светлана Минюрова

Поздравляем!

Коллектив «Новой на Урале» от всей души поздравляет нашу талантливую коллегу, журналиста и писательницу Наталью Паэгле с достойной наградой. В ноябре в Государственном Кремлевском дворце она получила третью премию первого Всероссийского конкурса научных и публицистических работ «Мы — многонациональный народ России» за свой творческий труд «Скрепляя мир сердцами». Наталья, мы Вами гордимся! Так держать!

Редакция

novayagazeta.ru