Skip to main content

Круг «почета»: УВЗ придется отправить вагоны на повторные испытания

«Уралвагонзавод» не получил официального признания инновационного характера производимых грузовых вагонов и тарифной скидки при их эксплуатации

На этой неделе определилась судьба грузовых вагонов, которые производит «Уралвагонзавод»: для подтверждения своего статуса «инновационных» и получения льгот за их эксплуатацию на железных дорогах страны, им придется пройти повторные испытания.

Вагоны на тележке модели 18-194-1 нижнетагильского производства все-таки не признаны соответствующими «инновационным» критериям, что подтверждается результатами, полученными ВНИИЖТом по итогам более чем 6-ти летних измерений во время подконтрольной эксплуатации. 

«Мы согласны с мнением РЖД о сниженном на 30% эффекте от эксплуатации вагонов УВЗ», — отметил замминистра транспорта Алексей Цыденов, — соответствующий отчет мы направим в ФСТ для принятия дальнейшего решения о возможности применения тарифной скидки. Уралвагонзаводу рекомендовано провести повторные испытания своих вагонов для подтверждения заявленной заводом эффективности и уточненной оценки экономического эффекта от их эксплуатации».

В Министерстве также опровергли появившиеся накануне в интернете сообщения о том, что транспортное ведомство встало на сторону УВЗ в спорах последнего с РЖД. Публикации в СМИ, в которых говорится о поддержке Минтранса по отношению к УВЗ, опираются на сфабрикованные материалы совместного заседания, которое прошло на прошлой неделе в Министерстве с присутствием представителей РЖД, «Уралвагонзавода» и Всероссийского НИИ железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ).

Кроме УВЗ в России подобные вагоны выпускает Тихвинский вагоностроительный завод. В прошлом году ТВСЗ произвел 4 000, а в этом планирует уже 11 000 вагонов. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) предоставляет скидки владельцам инновационных полувагонов от 10 до 30% от общих тарифов ОАО РЖД на использование инфраструктуры. Решение об этом было принято правительством в начале 2012 года. Таким образом, государство стимулирует приобретение новых полувагонов, которые снижают нагрузку на рельсы и намного реже ломаются.

УВЗ решило также отстаивать право на получение преференций, заключив договор с ВНИИЖТ на исследование соответствия продукции критериям инновационности. По результатам исследований, в том числе, опиравшихся на данные эксплуатации вагонов УВЗ в 2009-2013 годах, выяснилось, что техника отличается повышенным воздействием на путь, начиная с первых лет работы, а также рядом других недостатков, которые приводят к опасным поломкам.

РЖД еще в 2009 году закупила партию инновационных вагонов производства УВЗ. Но в ходе контрольной эксплуатации к 2012 году у 72% вагонов были обнаружены изломы и трещины полимерных упругих элементов. «Уралвагонзавод» пытался неоднократно улучшить эти элементы. Но в прошлом году в ходе дополнительных осмотров не подтвердилось повышение качества. В РЖД сообщали, что количество отцепов инновационных вагонов УВЗ втрое выше, чем у типовых.

Принципиально новое технологическое решение — полимерные упругие элементы тележки — также не привело к улучшению характеристик, но способствует ускорению износа.

Из отчета ВНИИЖТа также следует, что величина межремонтного пробега оказалась в 9 раз ниже заявленной (56 тыс. км против необходимых для признания инновационным 500 тыс. км), а число отцепок в ремонт втрое превышало соответствующий показатель у типовых вагонов.

Стоит отметить, что за сухими цифрами и результатами исследований вырисовывается весьма печальная картина: государство сделало ставку на завод, для популяризации которого правительство нынешнего президента приложило немало усилий. В результате неспособность выполнить качественно госзаказ может привести к потере самого заказа, что вряд ли добавит оптимизма рабочим, а в худшем случае может привести и к сокращению рабочих мест. Добавлю, что в тот период, когда представители РЖД окончательно разочаровались качеством тестируемых вагонов, УВЗ торжественно рапортовали об увеличении количества выпускаемых вагонов и цистерн. Несмотря на возникшую проблему, 14 апреля гендиректор УВЗ был повторно переизбран на свой пост. Можно предположить, что чиновники не теряют надежду увидеть в Олеге Сиенко эффективного топ-менеджера.

Итак, чтобы вагон, который представило на испытания УВЗ, мог быть признан инновационным, должно быть выражено сокращение топливно-энергетических затрат на тягу вагона, снижение разрушающего воздействия на путь, уменьшение затрат на обслуживание вагона, повышение грузоподъемности. Только при условии наличия этих характеристик РЖД готово отказаться от части получаемых за пользование инфраструктурой средств и предоставить скидку.

Таким образом, у вагонов УВЗ есть все шансы стать инновационными: предприятие должно внести соответствующие доработки в конструкцию и провести дополнительные тесты, которые позволят в целом увеличить экономические и эксплуатационные показатели. При условии наличия этих характеристик Минтранс, РЖД и Федеральная служба по тарифам включат вагоны УВЗ в тарифные и иные схемы преференций.

Ольга ВАСИЛЬЕВА
"Новая на Урале"

novayagazeta.ru