Skip to main content

Перестройка мышления

Кто победит в битве за умы: учителя или управленцы?

Город Заречный третий год балансирует на грани общеобразовательной реорганизации. Она может затронуть не только детские сады, но и школы. Благая цель, сокращение расходов, достигается при помощи секиры. Не согласные с политикой Управления образования директора покидают свои должности. И получается, что в этой войне асы педагогики вылетают первыми.

 Заречный — небольшой город, в полутора часах езды от Екатеринбурга. Атомная столица Свердловской области. У гостей града остается два впечатления: очень чисто и нет полиции. Вообще нет — пост ГИБДД или наряд полиции встретить практически невозможно. Двуглавая система власти. В некоторой мере и разграничившая стороны конфликта. С одной стороны, глава администрации города и Управление образования, с другой, глава городского округа и педагоги.

Тлеющее противостояние подхлестнуло принятие двух документов: дорожной карты об «Изменениях в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования в городском округе Заречный на 2013-2018 годы» (Постановление 1211-П). И постановление «Об утверждении Положения о порядке установления оплаты труда руководителей муниципальных образовательных организаций на территории городского округа Заречный» (420-П).

Обострение произошло 26 июня, когда по решению работодателя были уволены директора 4-й и 6-й школы Генриетта Кулина и Нина Теплова соответственно. Учредитель образовательных учреждений в лице администрации может сослаться на преклонный возраст педагогов. Коллективы школ — на позиции бывших руководителей, противившихся реорганизации учебных заведений.

Грубо и быстро

«Коллектив школы категорически не согласен с назначением на должность временно исполняющего обязанности директора МКОУ ГО Заречный Егоровой Натальи Анатольевны, — говорится в обращении работников 4-й школы на имя главы администрации, — так как считает, что человек, не имеющий опыта работы организации учебного процесса в ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ школе, не может возглавить эту работу.

Коллектив понимает, что данное назначение станет звеном в цепи реорганизации МКОУ ГО Заречный «СОШ №4» — присоединения к ней ЦППРиК и вечерней школы. С этим категорически не согласны педагогический коллектив и родители обучающихся нашей школы…»

— Увольнение когда-то должно было состояться из-за солидного возраста Кулиной, – считает завуч «четверки» Наталья Елкина. — Возмущены тем, как это произошло. Ведь и Генриетта Константиновна была согласна. Просто хотела подготовить школу к 1 сентября. И, возможно, присмотреть преемника. Ее же уволили в один день. Просто вызвали и сказали: «Подписывайте эту бумагу, с завтрашнего дня вы уволены». Поступили грубо, быстро и нахраписто.

Также администрация поступила и с главой 6-й школы Ниной Ивановной Тепловой. Такому отношению не помешало звание заслуженного учителя России, 36-летний стаж работы и 71- летний возраст.

— Словно гром среди ясного неба, — рассказывает заместитель директора «шестерки» Светлана Винокурова. — Заслуженных педагогов на пенсию надо провожать с почетом. А не так, когда директор, которого вынудили подписать распоряжение об увольнении, до последней минуты не знает своего сменщика, к тому же неподготовленного. Психологически это очень тяжелая ситуация как для человека, так и для коллектива.

Нужно отметить, что Нина Ивановна являлась и является противницей объединения сельских школ №5 и №6. Основная причина — расстояние. Между Курманкой и Мезенской приблизительно 4,5 километра.

— О реорганизации образовательных учреждений можно говорить только тогда, когда есть нормативно-правовые акты и проведена экспертная оценка, — считает начальник Управления образования Елена Харкина. — Все остальное — на уровне разговоров. В Заречном ни одно образовательное учреждение не закрылось, не закрывается и закрываться не будет. Это я Вам могу гарантировать.

Узнать подробности увольнений у учредителя пока не удалось. Евгений Добродей находится на больничном. Заместитель главы администрации по социальным вопросам Екатерина Ганеева отказалась давать комментарий из-за отсутствия согласия со стороны Добродея (к слову, два года назад Екатерина Владимировна общалась с нами без одобрения начальства).

Психологическая война

Масло в огонь подлила июньская публикация в газете «Пятница Провинциальная». Материал под заголовком «С чего начнется год учебный?» содержал строки о планируемых изменениях системы детских садов и объединению ряда школ.

— К моменту публикации не было проведено никаких экспертных заключений. Но декларация более чем определенная, — говорит руководитель рабочей группы «Образование» Общественной палаты Заречного Константин Шушаричев. — Более того, до заседания комиссии по социальной политике 18 июня руководители образовательных учреждений не были включены в эти комиссии. Люди, принявшие решения о реорганизациях, не представляют степень негативных последствий своих действий.

У Константина Владимировича есть веские основания для подобных выводов. Три года назад он был уволен с поста директора 7-й школы с углубленным изучением музыки и изобразительного искусства за «прогул». («Новая на Урале» писала об этом 17.09.2012) Через суд сумел восстановиться, но вскоре написал «по собственному желанию» — могли задушить проверками.

Победителем конкурса на замещение вакантной должности был назван Валерий Бубнов. Участник войны в Афганистане, основатель детской спортивной школы «Десантник», талантливый тренер. Без образования, связанного с управлением. Без административного опыта. Но с административными связями.

Коллектив учителей встретил новое руководство в штыки. Два разбирательства в местном суде. Апелляция в областном. Безрезультатно — конкурс признан честным. Партизанскую войну вели выпускники — напротив управления образования появилась надпись: «Школа 7 будет жить!». Писали письма Куйвашеву и Мерзляковой. За что были вызваны на ковер в Управление образования.

Ситуация разрешилась с приходом нового главы администрации города. Дмитрия Погорелова сменил Евгений Добродей. 17 апреля 2013 года Валерий Бубнов был уволен. Результат политики прошлой администрации и Управления образования — 4 уволившихся преподавателя и денежная компенсация десантнику в размере трехкратной месячной зарплаты (приблизительно 200 тысяч рублей), взятой из фонда оплаты труда школы.

— В 2012-м они хотели объединить третью и седьмую школы — не вышло. И сейчас Управление образования продолжает планировать реорганизации, декларативно направленные на повышение качества преподавания, — рассуждает Шушаричев. — Это психологическая война, призванная убедить участников образовательного процесса, что такие реорганизации неминуемы. И это в отсутствии постановлений и хоть одной цифры технико-экономического обоснования.

Живем слухами

Директивно-ознакомительный стиль руководства проявился и в работе с садиками. Планируемое объединение десяти заведений под начало одного юридического лица и выведение его в автономное управление по-прежнему остается загадочным. Об этих планах много говорили весной, но сроки обозначены не были.

— Как мы жили в 2013 году и сейчас — трудно сравнивать, — говорит одна из заведующих детских садов. — Полная папка досудебных, в том числе и арбитражных писем. Пошли долги, чего никогда не было. С ними в автономию не выйдешь. Централизованная бухгалтерия, действующая с февраля 2013-го, задумывалась для экономии бюджетных средств. При уходе в «автономку», наоборот, заводят свою бухгалтерию. Как это соотносит Управление образования не понятно.

— Когда вводилась единая бухгалтерия в детских садах, ни один чиновник не сумел привести цифры, подтверждающие целесообразность такого шага. Одни декларации, призывы и эпитеты, — подхватывает Шушаричев.

При объединении садиков в одно юридическое лицо, во главе должна стать дирекция из 8 человек. Предположительно, это должны быть люди Управления образования, чей штат уже достигает 42 человек. О какой экономии может идти речь? При этом статус заведующих понижается и убираются должности заместителей заведующих. В общем, изменения могут задеть порядка 30 человек административно-управленческого персонала. Впрочем, и это все тоже как будто слухи.

Тоже люди

9 апреля было принято постановление № 420, касающееся порядка определения оплаты труда руководителей муниципальных образовательных организаций городского округа Заречный. Оно касается как директоров школ, так и заведующих детскими садами и их заместителей. Заранее следует оговориться — тема щепетильная, и не все соглашались говорить на этот счет.

Процитируем коллективное обращение пяти заведующих на имя главы городского округа: «В течение полутора лет администрация Заречного не исполняет собственные постановления по оплате труда руководителей и заместителей руководителей ДОУ… Зарплата руководителей и заместителей руководителей в 2013 и в 2014 должна была измениться как минимум дважды… когда была утверждена тарификация на новый учебный год», была утверждена «вновь без перерасчета. На вопрос «почему?» мы впервые услышали фразу: «У вас и так зарплаты выше, чем в администрации города. Ждите, деньги могут появиться к концу года»… «С сентября 2013 г., без письменного уведомления… руководителям образовательных учреждений была полностью прекращена выплата стимулирующих надбавок».

— Мы пытались договориться по-хорошему. Писали Харкиной и Добродею. Он, глядя нам в глаза, сказал, что разберется с этой ситуацией. Воз и ныне там, — говорит заведующая одного из городских детских садов. — Написали три письма. Одно из них направили в инспекцию по труду. Какая-то нехорошая система получилась. Мы между небом и землей. Учредитель заключает с нами договор, а почему-то все считает Управление образования. Формально они превратились в бухгалтеров. Непонятная система. В инспекции нужны наши расчетки, из которых следует, что перерасчет не производился, где показано, что нам ничего не заплатили. Харкина их не дает.

— В понедельник ко мне на прием приходили заведующие детскими садами, — рассказал глава городского округа Василий Ланских. — О чем они переживают? Заработную плату снижают, а задачи, которые они выполняют, с них никто не снимал.

В п.3 420 Постановления определен минимальный оклад руководителя образовательной организации (10656 руб.). На вопрос, откуда взята эта цифра, чиновники пояснили, что это средний оклад за 2013г. работников всех образовательных учреждений ГО Заречный. Данный расчет противоречит п.2 этого же Положения и всем нормативным документам, на которых оно основывается, а именно — расчет должен основываться не на среднем окладе, а на средней заработной плате, а это существенная разница.

— Пока зарплата так не начисляется. Есть уведомление об изменениях. В целом, такой подход демотивирует всех директоров, потому что заработная плата учителей оказывается выше, чем у директоров, — считает и.о. директора одной из зареченских школ. — Установлен некий базовый оклад для руководителей учебных заведений. Эта базовая ставка абсолютно никак не обоснована. Она не соответствует ни критериям, ни нормативам, ничему. Взята из конечного результата, который хотелось получить на выходе. На деле зарплата должна исчисляться исходя из средней по учреждению.

— Какие десять тысяч? — вопрошает Елена Харкина. — На сегодняшний день средняя заработная плата руководителя общеобразовательного учреждения составляет от 40 до 60 тысяч рублей. Она включает в себя несколько составляющих: оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты. И рассказывать отдельно об окладе — заведомо вводить в заблуждение. Оплата учителя составляет 7200 рублей. Ни один из них такую сумму не получает. Средняя зарплата при различной нагрузке составляет 29 тысяч. Что касается выплат стимулирующей части руководителям муниципальных учреждений по-прежнему постановлению, отмененному на сегодняшний день, средств в фонде оплаты труда не было. В связи с этим не произошла оплата.

«Руководители детских садов долго входили в положение и понимали трудности местных властей. Но до каких пор работника, честно выполняющего свои обязанности, должны волновать финансовые проблемы руководителя? Почему руководители детских садов городского округа Заречный на полтора года выпали из правового поля? — вопрошают заведующие. — Не хочется говорить банальности, но, хоть мы и не рядовые служащие, но тоже люди. Растим чужих и своих детей, помогаем своим престарелым родителям, честно платим налоги… Мы не присваиваем чужого. Почему мы не видим того же в ответ? Почему наша зарплата в полном объеме и долг за прошедшее время даже не закладывается в бюджет города?!...»

Целевое переориентирование

Для понимания сути конфликта мы встретились с главой городского округа Василием Ланским. Он поделился своим виденьем ситуации.

— Василий Николаевич, с чего началось противостояние?

— Это недопонимание, вызванное двумя причинами. Объективная следует из требований федерального законодательства по реорганизации системы образования. Субъективная — попытка Управления образования реализовать эти требования буквально. До пункта, до запятой, до точки. При этом во главу угла ставится не интерес ребенка, родителя, преподавателя и даже не сам образовательный процесс. А именно сам процесс реформирования, с точки зрения снижения экономических расходов.

Кроме того, есть глубокий катаклизм на уровне личностей. Со стороны главы Управления образования и руководителей учебных учреждений. Когда человек, не бывавший руководителем учебного заведения, пытается навязать виденье образовательного процесса людям, которые отдали ему десятки лет жизни, появляется конфликт. Эти конфликты приводят к тому, что со стороны Управления образования идут нападки на ряд образовательных учреждений. Самый яркий тому пример — школа № 7. Конечный результат достижения целей реформирования — увольнение неугодных и постановка лояльных директоров.

— Каким видится выход из ситуации?

— Управление образования не оказывает методической помощи общеобразовательным учреждениям. Все заявляют это, как один. Они занялись экономикой — там умеют считать деньги, количество штатных единиц. Практика показывает, что образовательный процесс как таковой Управление образования интересует в последнюю очередь. Необходимо вернуть их к истокам. Провести целевое переориентирование.

Также на заседании комиссии по социальной политике было принято решение ознакомиться с опытом коллег из других регионов. Как у них организовано управление образовательным процессом. Какие функции они выполняют, и при каком численном составе.

— Что сделано для предотвращения таких конфликтов в будущем?

— Год от года город трясут непродуманные решения. Уничтожение самобытности школ, отсутствие диалога с педагогическими коллективами. Этим Управление образования настроило против себя всех — школы готовы идти в автономию, лишь бы от них отстали. Во-первых, целесообразность реорганизации будет определена только после рассмотрения экспертных заключений. Во-вторых, эти заключения будут рассматриваться на депутатских слушаниях. И в третьих, в состав комиссий по реорганизации будут включены представители общеобразовательных учреждений.

Александр УЙМИН,
«Новая на Урале»
Фото Полины БЕЗМАТЕРНЫХ

 От редакции

Данный материал сложно назвать объективным. Хотя бы потому, что в нем практически отсутствует вторая сторона. Нет мнения администрации. Как подчеркивали наши собеседники, они не хотят, чтобы их руками смещали Харкину — не им выносить представление о недоверии. Со своей стороны, мы хотим выразить благодарность самой Елене Владимировне за то, что она, будучи в отпуске, нашла время для беседы. Добавим, что мы готовы предоставить слово любой из сторон, чтобы она могла свободно донести свою позицию.

И напоследок, если администрация и Управление образования попытаются наладить контакт с педагогами и уйти от директивного и приказного управления, возможно, на территории Заречного будет меньше граффити в стиле «I will survive. Школа такая-то».

И вновь продолжается бой

В начале июля в администрации Заречного прошло заседание комиссии по социальной политике. Особое внимание было уделено образовательному процессу. Особенно, в школе № 7.

Ключевым моментом стало обсуждение открытого письма, опубликованного в местной газете. Родители учеников «семерки» сообщили, что не могут больше терпеть происходящее в стенах этого учебного заведения.

«… зафиксированы случаи, когда некоторые преподаватели во время урока кидают в ребенка учебниками, травмируя ученика. Скидывают учебники с парт, сопровождая свои неадекватные действия криком… по ряду предметов образовательные программы, на наш взгляд, не соответствуют принятым государством стандартам».

Основной призыв к адресату письма, главе администрации, Евгению Добродею, — незамедлительно отреагировать на указанную в письме информацию. А именно: «отстранить от руководства исполняющего обязанности директора школы №7», провести конкурс на замещение вакантной должности и провести комплексную проверку.

— Родителей, недовольных текущим положением вещей, немало. Порядка 20 человек. С ними меня познакомила Екатерина Ганеева (заместитель главы администрации по социальной политике — прим. автора). Скооперировавшись, я стал представлять общую позицию, — заявил Антон Овсянников. — Заявления в прокуратуру пишутся с апреля этого года, а порядок все еще не наведен.

— По каждому отдельному случаю проходили проверки, — пояснила и.о. директора 7-й школы Ольга Лукина. — Нельзя огульно обвинять всех преподавателей.

В ответ на коллективное письмо, подписанное двумя родителями, учителя написали свое, оставив 14 автографов: «Каждый подписавшийся педагог считает обвинения в наш адрес личным оскорблением. Мы оставляем за собой право на защиту чести и достоинства».

По результатам заседания было принято два решения. Первое — рекомендовать администрации пригласить независимых специалистов из центра медиации. Второе — подготовить в месячный срок (либо до 1 сентября) конкурс на замещение вакантных должностей директоров 4-й, 6-й, и 7-й школ, с учетом мнения педагогических коллективов.

novayagazeta.ru