Skip to main content

Первым делом, первым делом… поезда

О профессии поездного диспетчера

Каждый из нас хоть раз в жизни ездил на поезде. И почему-то все уверены, что наша безопасность во время поездки в руках машиниста. Да, разумеется, это так. Но все зависит не только от него. Машинист не справится со своей работой без поездного диспетчера. Именно от людей этой профессии зависят жизни пассажиров РЖД и их безопасность. Их работа всегда остается за кадром, что, конечно же, несправедливо. Сегодня мы расскажем вам о работе поездных диспетчеров Свердловской железной дороги (СвЖД). Тем более, повод есть: совсем недавно, 3 августа, сотрудники железной дороги отпраздновали свой профессиональный праздник.

В гостях в ДЦУП

Наверное, жители и гости Екатеринбурга обращали внимание на красивое 17- этажное здание из синего стекла, расположившееся недалеко от железнодорожного вокзала. Это Диспетчерский центр управления перевозками (ДЦУП). Именно здесь уже 11 лет трудятся поездные диспетчеры. «Новой на Урале» удалось побывать у них в гостях.

На СвЖД организовано 30 диспетчерских кругов, средняя протяженность каждого из них — 230 км. В ведении одного диспетчерского участка 13 станций. За каждый участок отвечает один поездной диспетчер.

Стоит отметить, что в 1988 году диспетчерских участков было 47. Их уменьшение связано, прежде всего, с автоматизацией построения графиков движения поездов. Раньше их приходилось рисовать цветными карандашами от руки. Это занимало много времени. А сейчас все это компьютеризировано. Сегодня от диспетчера требуется лишь принять правильное управленческое решение по организации пропуска грузовых и пассажирских поездов.

Все диспетчеры в ДЦУП компактно расположились на двух этажах. Вроде, каждый сам по себе, в своем кабинете, но в то же время они все рядом друг с другом. В случае какой-либо внештатной ситуации можно посоветоваться с более опытными коллегами, никуда не отлучаясь.

Все диспетчерские участки работают в круглосуточном режиме. Смена диспетчера длится 12 часов. Начинается утренняя смена в 6 часов утра, вечерняя — в 18 часов по московскому времени. После смены диспетчер сутки отдыхает и затем выходит на ночную смену. После нее отдыхает двое или трое суток. Отлучаться, разумеется, с рабочего места никуда нельзя. «Ведь диспетчеры тоже люди — как же они ходят в туалет, пьют кофе, обедают», — справедливо возразите вы. Выход, разумеется, есть: если диспетчеру нужно отойти, его подменяет дежурный по региону (старший смены), который всегда где-то поблизости. Ну а обед диспетчерам приносят прямо в кабинет.

Поездной диспетчер отдает распоряжения машинистам поездов, дежурным по станциям и даже путевым бригадам, которые ремонтируют и поддерживают путь в надлежащем состоянии, и все указания тотчас же беспрекословно выполняются.

А на Сургутском направлении, где расстояния между городами огромны, а территория малонаселена, есть несколько промежуточных станций вообще без дежурных: управление на расстоянии полутора тысяч км организовано по «безлюдной технологии» из Екатеринбурга, из ДЦУП.

Больше всего нас заинтересовал диспетчерский участок главного хода Транссиба — наиболее сложный участок железнодорожной магистрали с активным движением. Мы зашли в один из кабинетов.

Расскажи да покажи — как мы приставали к диспетчеру

Перед нами молодой, симпатичный мужчина. Его рабочее место оборудовано техникой с несколькими экранами и телефонами. Столько мониторов и телефонов хватило бы как минимум для пяти офисных работников. Но это не простой работник — это поездной диспетчер. Зовут его Евгений Пировских. Ему 27 лет. В его ведении находится Тобольский диспетчерский участок протяженностью 220 км. Это 8 станций от Войновки до Тобольска, а также 4 блок-поста (так называемое реверсивное движение: по одному пути осуществляется движение в обе стороны), управление которыми происходит непосредственно с рабочего места.

«Главная задача диспетчера — обеспечить график движения пассажирских и грузовых поездов. Пассажирские поезда в приоритете перед грузовыми, но грузовые также имеют большое значение…», — как будто стихотворение рассказывает Евгений. Но нас, пытливых журналистов, заученные фразы не устраивают. Мы просим Евгения показать свое рабочее место.

«На этом экране у меня график движения поездов, который обновляется в режиме реального времени»,— он показывает один из экранов, раскрашенный разноцветными линиями. «А на этом экране у меня отображаются все поезда, которые следуют по участку, а также вся информация по ним: направление, станция формирования и назначения, количество вагонов, загрузка, фамилия машиниста, его явка, время работы и т. п., — терпеливо объясняет Евгений. — Сейчас мы видим грузовой поезд № 3306, длина его — 72 вагона. Идет на станцию Пыть-Ях. А вот скорый пассажирский поезд № 110 сообщением Москва-Новый Уренгой, в его составе 19 вагонов». Пассажирские поезда отмечены красными линиями, другими цветами — грузовые, в зависимости от рода груза. Вертикальная полоса на графике обозначает километраж, горизонтальная — время. Таким образом, видно, где в данный момент времени едет поезд.

«А с помощью радиосвязи, — показывает телефоны, стоящие слева от него, — я могу связаться с машинистами, дежурными на станциях, с «путейцами». Если обнаружена какая-либо неисправность, мне сразу поступит эта информация, и мы, совместно с дежурным по региону, дадим соответствующие указания по ее устранению. В случае, если один поезд по каким-то причинам стоит и не может отправиться со станции, другой мы можем отправить по соседнему (встречному) пути. Если это необходимо сделать, я связываюсь с дежурными по станции, и мы проверяем, свободен ли встречный путь», — продолжает диспетчер. В этот момент Евгений как раз звонит дежурному по станции и уточняет, готов ли поезд к отправке. Конечно, готов — все по плану.

Кстати, Евгений — потомственный железнодорожник. Диспетчером он работает уже три года, имеет квалификацию, позволяющую работать на трех разных участках. Свой, уже «обкатанный» участок знает не только по графикам и схемам. «Каждые три месяца мы выезжаем на свою линию, осматриваем там все, общаемся с дежурными по станциям», — говорит Евгений.

Пока мы изучаем графики движения поездов, с ним по радиосвязи связывается представитель путевой бригады и докладывает, что ремонтные работы на участке завершены и что ограничения скорости поездов могут быть сняты. После этого информация будет донесена Евгением до машинистов.

Кстати, в обязанности Евгения также входит диспетчерская централизация, то есть он сам, со своего рабочего места, на нескольких участках переводит стрелки. Стоит сделать что-то не так — и все: поезд уедет не туда. Но, разумеется, этого не случится: недаром поездными диспетчерами становятся лучшие из лучших — те, кто понимает свою ответственность за жизни тысяч пассажиров.

Тернистый путь поездного диспетчера

«Чтобы стать поездным диспетчером, нужно закончить железнодорожный ВУЗ (УрГУПС в Екатеринубрге), факультет управления процессами перевозок. Во время учебы нужно проходить производственную практику. Мы у себя охотно принимаем практикантов. После окончания университета выпускник должен пройти весь путь сначала: прежде всего, поработать дежурным по парку (это работа «в поле», с вагонами, с тормозными «башмаками»), составителем поездов или приемосдатчиком, потом он отрабатывает не менее года в должности дежурного по станции. За это время мы присматриваемся к ребятам, тех, кто хорошо работал и проявил себя, мы приглашаем сюда на собеседование, в ходе которого получаем представление, что за человек перед нами, способен ли он занимать столь ответственную должность. Если мы видим потенциал в молодом специалисте, он направляется на собеседование с психологом. Если психолог выносит положительное заключение, потенциальный диспетчер идет на мед. комиссию. Когда все эти процедуры успешно пройдены, мы в течение двух-трех лет готовим молодого специалиста на линии: он должен отработать не менее шести смен на каждой станции доверенного ему участка. И только потом он приходит работать сюда, в ДЦУП, поездным диспетчером», — рассказал Владимир Пушкарев, первый заместитель начальника службы движения Свердловской дирекции управления движением.

До того, как Евгений Пировских стал диспетчером, он работал дежурным на станции Свердловск-Сортировочный.

Зарплата поездного диспетчера достойная: существенно выше, чем средняя зарплата по УрФО. Также есть такая привилегия, как длинный отпуск. И это неудивительно: столь ответственный, напряженный труд должен достойно оплачиваться. На пенсию поездные диспетчеры-мужчины выходят в 55 лет, женщины — в 50. Выработка стажа — 12,5 лет.

Работа поездного диспетчера требует повышенной концентрации внимания, сосредоточенности, связана с нервным напряжением, поэтому в ДЦУП для сотрудников создан комплекс психологической разгрузки. «Диспетчер может прийти туда в любое свободное от работы время, например, после ночной смены. Там есть сауна, бассейн, тренажеры. У нас есть свой штатный психолог, специальное оборудование — одним словом, все, что нужно для снятия стресса. Также для своих сотрудников мы проводим различные тренинги, психологические игры», — пояснил Владимир Пушкарев.

Справка «Новой на Урале»:

СвЖД является основой транспортной системы Пермского края, Свердловской, Тюменской областей, ХМАО и ЯНАО и обслуживает территорию площадью 1,8 млн кв. км (10,5% территории РФ) с населением более 10 миллионов человек. На СвЖД расположена 419 станций. Дорога занимает 2 место по погрузке, обеспечивая 10% объемов погрузки российских железных дорог. Ежесуточно на СвЖД грузится более 360 тысяч тонн, в том числе таких важнейших грузов, как нефть, металлы, руда, удобрения, строительные грузы.

Ежесуточно по Свердловской магистрали курсирует более 100 пассажирских, 320 пригородных и более 1250 грузовых поездов.

Мария СТВОЛОВА,
«Новая газета на Урале»,
фото автора
maristvolova
@gmail.com

 
novayagazeta.ru