Skip to main content

Любите ли вы книгу?

Заимствуя название романа-антиутопии у американского писателя Рэя Брэдбери, участники выставочного проекта «451 градус по Фаренгейту», представленного в екатеринбургской галерее уличного искусства «Свитер» с 5 сентября по 5 октября, с порога вызывают зрителей на откровенный разговор о прочитанном. Книга, как повод для рассуждений, собрания символов, значимых воспоминаний, становится центральным образом экспозиции, из уютных лабиринтов которой так не хочется выбираться обратно на улицы холодной уральской столицы.

По словам куратора проекта, Саши Салтановой, «выставка «451 градус по Фаренгейту» — это возможность зафиксировать личный опыт художника через призму особо значимой для него книги». В процессе создания необычной библиотеки из намеков на литературные произведения приняли участие более 30 авторов. Каждый из них попытался проникнуть в синтезированное пространство изобразительного искусства и литературы с помощью разных книг. Для кого-то этим проводником стало, к примеру, произведение Карлоса Кастанеды, а для кого-то — поэзия Бродского.

Пробегая по страницам давно (еще не) прочитанных книг, представленных в виде отдельных арт-объектов, важно заметить, как некоторые художники уделяют внимание безошибочному взаимодействию экспонатов с пространством галереи. Точные попадания здесь — как опыт близкого общения с городской средой. Один из авторов нашумевшего проекта «Уличная грязь» Слава ПТРК с помощью тесного коридора воссоздает условия жизни в тоталитарном обществе, в каком вынуждены существовать герои антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». Работа с потайными нишами — неотъемлемая часть творений Маши Тишины, которая заботливо прячет Сонечку Марины Цветаевой в «укромный уголок», участников арт-группы «Злые», изобразивших знаменитые «Двери Восприятия» Олдоса Хаксли в психоделических красках, и Оли Локшиной, которая сводит свои впечатления от цикла рассказов Михаила Булгакова «Записки юного врача» к образу стерильной палаты.

В рамках экспозиции свое отражение находит и процесс чтения с сопутствующим ему выстраиванием определенных связей и неизбежным поиском сравнений. Например, можно задержаться в зале, где представлена безмятежная видеоинсталляция Сергея Лаушкина «Читать Дышать». Художник, который живет и работает в Екатеринбурге уже очень давно, вспоминает свое знакомство с повестью французского писателя и философа Жана-Поля Сартра «Слова». «Читалось и дышалось с интересом, — комментирует свою работу автор. — Строчка за строчкой. И не хотелось упустить ни одной буковки, несущей радость чтению». В несколько созерцательное состояние вводит видеоряд Лены Шубенцевой. Хорошо знакомый эпизод описания неба над Аустерлицем из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» автор видеоинсталляции превращает в искаженное изображение нескончаемого потока машин, сквозь который проскальзывает вечность.

Выставочный проект «451 градус по Фаренгейту» — это бессловесный диалог, в котором, так или иначе, принимает участие каждый. И на самом деле, это очень важно, чтобы кто-то обязательно напоминал о том, что «человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу». И в этом с Рэем Брэдбери нельзя не согласиться

Екатерина КУСТАРЁВА,
«Новая на Урале»
Фото с сайта ekb-room.ru

novayagazeta.ru