Skip to main content

Фарфоровые сказы

 «Работа - она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот ты и смекай, как жить-то!»
П.П. Бажов

Нынешний год на Урале юбилейный — исполнилось 135 лет со дня рождения известного уральского писателя Павла Бажова. В знак этого музей изобразительных искусств Екатеринбурга подготовил выставку «Сказы Бажова в уральском фарфоре». Выставка уже открыта и продлится вплоть до 23 ноября. Сотрудниками музея также подготовлен цикл лекций, мастер-классы и тематические занятия.

Впервые около 50 статуэток сказовой пластики представлено на выставке. Все они выполнены мастерами старейшего (ныне единственного) завода на Урале в Сысерти (родине П. Бажова), а также Богдановичского завода фарфора. Подобная выставка — явление редкое. Ведь представленные экспонаты большей своей частью экземпляры из частных коллекций.

По традиции в музее стоит глухая тишина, только лампы и гудят. Потому так же тихо и незаметно подходит Яна Коновалова, научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства ЕМИИ, куратор выставки. Яна Владиславовна стала проводником по сказам Павла Бажова. Мы переходим от одной музейной витрины к другой, будто переворачиваем страницы «Малахитовой шкатулки». Ведь экспонаты выстроены по тематическому принципу.

Его звали Недокормышем, именно он отправился к Малахитнице за каменным цветком. Узнали? Да, это Данила-мастер, персонаж бажовских сказов. Все статуэтки Данилы- мастера по сути своей одинаковы: позы, сюжет, форма. Отличия только цветовые. Вот, например, Данила светло-русый, в русской белоснежной рубахе, сапогах кожаных, черных, как смоль. Стоит он, буйну голову повесив, глядит на каменный цветок. Особое внимание в этом экспонате привлекает не столько сам Данила, сколько каменный цветок. Есть обманчивое чувство, что он выполнен из настоящего малахита. Удивительно, но это невероятно реалистичная ручная роспись, которая в ходе всей выставки вас немало поразит.

«Это персонификация хранительницы богатых Уральских недр. Именно в Хозяйке Медной горы переданы и закал уральского характера, и неописуемая красота природы, драгоценных металлов, камней», — продолжает экскурсию Яна Коновалова.

Образы Хозяйки Медной горы — это, пожалуй, самые красочные, яркие и необычные фарфоровые экспонаты. Каждый мастер хотел сделать ее неповторимой, воплотив все свои умения и знания в одной статуэтке. Ведь Малахитница — известная покровительница творческого труда и хранительница секретов мастерства.

«Хозяйки» Медной горы по форме своей мало друг от друга отличаются. Опять же разве что буйством цвета! Вот Малахитница облачилась в национальное русское платье сочного изумрудного цвета и гордо восседает на камне, держа в руках заветную шкатулку. А здесь она примерила наряд из осенних листьев, сложившихся в узор в форме знака «бесконечности». Хозяйка Медной горы с богатым золотым кокошником на голове, в сарафане черного глубокого цвета, украшенном уральскими самоцветами, протягивает всю ту же шкатулку. Может, Даниле-мастеру или полюбившемуся ей Степану?

Фарфоровый завод в Богдановиче начал выпускать свои изделия гораздо позже завода в Сысерти, случилось это лишь в начале 70-х годов прошлого века. К сожалению, в данный момент завод не функционирует, поэтому многие изделия, в том числе и представленные на выставке, стали раритетными.

Например, коллекционное блюдо 1979 года. Оно в единственном экземпляре. Изделие красочное, персонажи на нем узнаваемые. Цвета, сочетающееся с высочайшим уровнем мастерства росписи, наталкивают на мысль, что здесь-то уж точно не обошлось без использования драгоценных уральских камней! Но Яна Коновалова убеждает: «Это имитация. Мастера использовали массу, которая по составу очень близка к пластмассе».

Если же говорить о произведениях фарфорового искусства Сысертского завода, то они уже не отличаются подобным колоритом. Им свойственна простота и лаконичность форм, линий. Так, например, героиня сказа «Золотой волос» полностью белая, лишь коса покрыта золотой эмалью. Есть экспонат, где она же выполнена из матового бисквита, особого вида фарфора. Оригинальности последней статуэтке придает то, что коса героини настолько длинная, что способна обвить даже камень, на который присела девушка.

Не обошлось на выставке и без одного из любимых детьми персонажей — Серебряного копытца! Кажется, что легкое гудение ламп вот-вот прервется и раздастся звон копыт волшебного оленя, и рассыплется серебро по музейной витрине. Серебряное копытце видится мастерам-фарфористам по-разному. Кто-то представил его в образе гордо скачущего оленя. Другой мастер решил, что его Серебряное копытце будет жемчужно-лилового цвета с ветвистыми сиреневыми рогами.

Анастасия МЕЛЬНИКОВА
«Новая на Урале»
Anastasija.melnikowa2012@yandex.ru

novayagazeta.ru