Skip to main content

Как государство ставит эксперименты на малом бизнесе

Владельцам киосков могут снова разрешить торговать алкогольной и табачной продукцией

С такой инициативой выступила Федеральная антимонопольная служба на заседании Правительства, которое было посвящено конкуренции в сфере торговли. Обсуждение прошло в рамках Стратегии развития торговли до 2020 года.

В прошлом году киоскам и другим магазинам площадью менее 50 кв. м запретили продавать пиво. Это вызвало большую шумиху. В считаные дни сотни малых предприятий, лишившись основного источника прибыли, прекратили свое существование. По данным агентства «Infoline-Аналитика», на продаже пива и сигарет владельцы киосков делали до 80% выручки. В небольших городах и сельской местности цифра доходила до 90%. Не стоит забывать и о том, что в отдаленных населенных пунктах ларьки часто являются единственным источником необходимых продуктов.

«Народ как пил, так и пьет»

В Екатеринбурге на месте привычных продуктовых ларьков открылись микрозаймы, молочные, цветочные киоски. Нам удалось поговорить с одним из представителей «вымирающего» вида бизнеса и узнать, как повлиял на его деятельность запрет на продажу алкоголя. Денис (фамилия не называется по просьбе собеседника) — предприниматель из Екатеринбурга, он владеет несколькими торговыми точками, часть из них — продуктовые киоски.

«Еще в 2011 году говорили, что запретят продавать алкоголь, в 13-ом запретили. Потом еще хотели ввести закон о продаже алкоголя по безналичному расчету. Не приняли. Я вот, когда запретили пиво продавать, заменил его холодильником с мороженым. Но не любит у нас народ мороженое так, как пиво! Я вообще думаю, это какой-то глобальный передел рынка, а не борьба за здоровый образ жизни: то промилле нулевые должны быть, то заводы пивные продают-покупают. Мой товарищ арендовал киоск, у него там племянница торговала, сын с поставками помогал. Один киоск всю семью кормил, состоящую из семи человек. Когда запретили алкоголь продавать, они разорились. Для меня, конечно, запрет не был «громом среди ясного неба», все знали уже, что это случится, и готовились, как могли», — рассказал нам Денис.

Подготовка, по словам нашего собеседника, заключалась в том, что многие индивидуальные предприниматели покупали столики и продавали алкоголь, как в кафе, «не на вынос», чтобы была возможность реализовать уже закупленную продукцию. Многие открывали сайты по продаже алкоголя, предлагали круглосуточную доставку. По мнению предпринимателя Дениса, новая инициатива не реанимирует малый бизнес: «Не откроются сейчас ларьки, которые закрылись. Это не так просто: открылся, закрылся. Люди годами планируют, развивают. Даже если примут этот закон, легче сразу не станет. У меня точка общепита есть в другом городе, с ней так же: то можно продавать крепкий алкоголь, то запретить хотят. Как по лезвию ножа ходишь и думаешь только о том, что еще завтра придумают. А народ, как пил, так и пьет. И, если захочет человек, он всегда найдет, где бутылку купить. Зачем нас разорять? Лучше бы агитировали народ за здоровый образ жизни, а не на малом бизнесе эксперименты ставили».

Возможность продажи алкогольной и табачной продукции в ларьках и киосках весьма вероятна: Минпромторг готов рассмотреть эту инициативу. Предложение от руководителя ФАС Игоря Артемьева поступило пока только в устной форме, но в ближайшем будущем вопрос будут обсуждать с экспертами и предпринимательским сообществом. 

Люди говорят

Возможность возврата алкогольной и табачной продукции в киоски стала темой для активных дискуссий в Интернете. Чтобы узнать мнение горожан, мы провели на улицах города опрос. Спрашивали, стоит ли продавать в киосках табачную и алкогольную продукцию.

Елена Мансурова: «Отношусь к этому негативно, не стоит этого делать. Особенно это плохо для молодежи. Чем больше такая продукция будет попадаться на глаза, тем выше соблазн».

Максим Будюкин: «Я отношусь, конечно, негативно. Вы же видите, вся страна спивается, и лишний доступ к табаку и сигаретам — это большой минус. Я сам не пью, не курю и никому не советую».

Алексей Шмелев: «Те, кто курили, выпивали или, наоборот, вели здоровый образ жизни, продолжили это делать. Просто все деньги из киосков теперь «переместились» в крупные магазины и торговые сети. Можно же, например, в киосках так же напоказ продукцию не выставлять, торговать по прайсу».

Татьяна Глазкова: «Это нехорошо, потому что в киосках слабый контроль над продажами. В ларьках чаще всего покупают дети, подростки. Все это приведет к тому, от чего только что ушли».

Антон Швецов: «Каждый человек сам для себя решает, нужен ему алкоголь и табак или нет. Я знаю, что в киосках иногда все это продают втихаря. А если закон примут, это, наверное, может не очень хорошо повлиять на кого-то».

Валерия Белоусова: «В киосках шансы, что продадут детям, выше. Раньше видела, как школьники, семиклассники на вид, подбегали к ларьку и покупали всякие джины, коктейли. И никаких документов у них не спрашивали. Это кошмар, конечно, что вернуть собираются».

Мария СТВОЛОВА, «Новая газета на Урале»
maristvolova@gmail.com
Фото Ксении Белоцерковец

novayagazeta.ru