Skip to main content

Санкции — защитная мера или наказание

В середине марта текущего года, после того как Российская Федерация признала итоги общекрымского референдума и приняла Республику Крым в свой состав, ряд западных стран ввел в действие первый пакет санкций. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для некоторых граждан России, а также запрет компаниям государств, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включенными в список. Помимо указанных мер, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах.

В апреле-мае ситуация еще больше усугубилась, последовало расширение санкций, связанное с обострением ситуации на востоке Украины. На сегодня, крайней точкой в этой истории можно считать сентябрьскую трехстороннюю встречу, которая состоялась в Брюсселе в формате Украина-Евросоюз-Россия, на ней был утвержден новый пакет секторальных санкций против Российской Федерации. Согласно документу европейским экспортерам запретили продавать товары «двойного назначения» российским компаниям, ограничили выход на европейские финансовые рынки ведущим нефтяным корпорациям страны, а также крупнейшим оборонным предприятиям и российским банкам. Расширился и так называемый «черный список» лиц, которым запрещено въезжать в США и государства Европейского Содружества.

Несмотря на то, что санкции в целом направлены на изменение курса действия России, они затронули и регионы страны, в том числе и Свердловскую область. Так, несколько местных оборонных предприятий вошли в список ограничений. Уралвагонзавод и Уральский завод гражданской авиации попали под запрет на торги облигациями со сроком обращения свыше 30 дней, а также на участие в организации выпусков таких бумаг. Кроме того, Брюссель запретил компаниям Европейского Союза поставлять продукцию «двойного назначения», оказывать техническую помощь, брокерские услуги и предоставлять займы и экспортное кредитование концерну Алмаз-Антей, имеющему на территории Свердловской области четыре предприятия: два конструкторских бюро «Новатор» и «Пеленг», машиностроительный завод им. М.И. Калинина, производственное предприятие «Вектор».

Среди аналитиков бытует мнение, что запретные меры могут отрицательно сказаться не только на доходе уральских предприятий, но и на экономике Свердловской области. Исходя из программы по «Развитию промышленности Свердловской области и повышению ее конкурентоспособности на 2014-2020 гг.» региону присущ индустриальный тип развития экономики. На долю области приходится 50% всего промышленного производства Российской Федерации. Кроме того, согласно статистическим показателям Министерства международных и внешнеэкономических связей, в товарной структуре региона преобладает обмен промышленными товарами. Налажен импорт машиностроительной и химической продукции, металлов и изделий из них. Что касается экспортных обязательств, Средний Урал направляет продукты неорганической химии, металлы (титан, алюминий, медь, черные металлы) и изделия из них, машиностроительную продукцию и древесину. Кроме того, наиболее высокие показатели по товарообороту демонстрируют государства, сторонники санкций: США (общая доля торгового оборота со Свердловской областью за первое полугодие текущего года 17,67 %), Нидерланды (12,25%), Германия (8,75%).

Специалисты промышленной отрасли по-разному оценивают ситуацию. На заводе им. М.И. Калинина предположили, что заявленные санкции, могут являться попыткой повлиять на передел мирового рынка вооружений. Что, впрочем, не скажется отрицательно на работе предприятия. По мнению Александра Косинцева, заместителя генерального директора по общим вопросам ООО «Машиностроительный завод им. М.И. Калинина», объявленные рядом западных стран экономические санкции никоим образом не повлияют на выполнение предприятием государственного заказа и экспортных контрактов, поскольку завод не имеет активов за рубежом, не использует в своей деятельности иностранных займов и зарубежной элементной базы.

На «Уралхиммаше», одном из ведущих российских производителей оборудования для газоперерабатывающей, нефтяной, химической, нефтехимимческой и других отраслей промышленности, считают, что ограничительные меры даже оказали положительное влияние на предприятие. Надежда Самарина, начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Уралхиммаш», подтвердила, у завода появилась возможность расширить спектр выпускаемого оборудования за счет предложений по импортозамещению. Кроме того, уже имеющихся контрактов прерывать из-за санкций не приходится. Однако, по мнению Самариной, существует определенная опасность. Если санкции сохранятся на длительное время, это может привести к сокращению объемов заказов, поскольку ограничения стран запада затронули деятельность некоторых контрагентов. В результате крупные компании вынуждены пересматривать свои планы по модернизации или расширению бизнеса или откладывать модернизацию на потом.

Касательно одного из лидеров российской промышленности, ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ), в июне текущего года на сайте предприятия была опубликована информация от лица генерального директора Олега Сиенко, что опасений по поводу санкций у руководства холдинга не имеется. «Сейчас создана вполне работоспособная кооперация, в развитии которой не меньше нас заинтересованы зарубежные партнеры. Рушить чисто деловые взаимоотношения в угоду сиюминутным политическим амбициям, как нам кажется, никто из европейских промышленников не хочет», — говорилось в тексте.

После введения сентябрьской волны санкций в пресс-службе УВЗ от комментариев по вопросу влияния ограничительных мер Запада отказались. Кроме того, на недавнем заседании президиума Российского союза промышленников и предпринимателей стало известно, что Олег Сиенко обратился в правительство РФ за госгарантиями по кредитам. Предприятие рассматривает приблизительно от 35 до 50 млрд. рублей, плюс увеличение уставного капитала. Кроме того, на данный момент УВЗ не может продолжать работу по созданию совместного предприятия с Caterpillar на базе Челябинского тракторного завода, запуск которого был намечен на 2015 год. Планировалось, что завод будет выпускать магистральные локомотивы SD70Ace, которые бы работали как на дизельном топливе, так и на газе.

Безусловно, наложенные странами Запада на Российскую Федерацию ограничительные меры запустили сложный процесс в международных политических отношениях. С момента введения первых санкций прошло достаточно времени для того, чтобы отметить, нововведения иностранных партнеров все же заставили российские предприятия задуматься о пересмотре собственных производственных планов. Несомненно, санкции коснулись крупных промышленных холдингов. Руководители некоторых из них, проявив дальнозоркость, успели перенести производственные базы из-за рубежа на территорию нашей страны. Другие ждут поддержки правительственных структур, предпочитая замалчивать о проблемах. Третьи пытаются извлечь из ситуации максимальную пользу, наладив взаимоотношения с новыми стратегическими партнерами.

Елена ГОРДЕЕВА
Рисунок с сайта img1.liveinternet.ru

novayagazeta.ru