Skip to main content

…И танки наши не быстры

О проблемах отечественной «оборонки» нам почти ежедневно напоминают СМИ. Причем, не констатацией напряженной международной обстановки, не показом современной техники, а выставками «живописи» и графоманскими стихами бывшей королевы ОАО «Оборонсервис» Евгении Васильевой. А также бесконечными интервью генерального директора Уралвагонзавода Олега Сиенко, в которых он неизменно в чем-нибудь оправдывается. Сиенко, правда, пока стихов не пишет, но, судя по всему, скоро начнет. Потому что между его деятельностью и деятельностью Васильевой с каждым днем проглядывается все больше общего. 

Еще недавно представить себе гигантский танковый завод, который занимается продажей женского белья, было невозможно. Но прогресс не стоит на месте. И топ-менеджеры Уралвагонзавода, отнимая хлеб у Юдашкина, теперь реализуют женскую и мужскую одежду. А заодно активно вкладываются в рекламу — танк Т-90 сетевые геймеры сегодня знают лучше, чем военные. Словом, делают все то, что так «необходимо» для защиты Родины. А в итоге, перефразируя марш советских танкистов, и броня у нас не крепка, и танки не быстры.

Как известно, главная заслуга Сиенко заключается в том, что, благодаря недюжинным лоббистским способностям, ему удалось выбить у государства безвозмездную помощь для погашения большей части шестидесятимиллиардного долга Уралвагонзавода. Компания была спасена от банкротства. И вот тут-то бы и развить успех, но жизнь внесла свои коррективы.

Взять, например, грузовые вагоны. Уральской компании так и не удалось убедить Минтранс в том, что выпускаемые предприятием вагоны являются инновационными (например, они имеют повышенное воздействие на путь по сравнению с типовыми вагонами). В результате Уралвагонзавод не получил тарифную скидку, спрос на эти вагоны упал почти на 30%, лишив компанию существенной прибыли. Но, вместо того, чтобы создавать продукцию с улучшенными характеристиками, завод продолжает выпуск прежних вагонов и продает их… собственному дочернему предприятию – транспортной компании УВЗ-логистик. То есть, перекладывает деньги из одного кармана в другой, а то и в какой-нибудь третий – оффшорный, например (УВЗ-Логистик принадлежит НПК «Уралвагонзавод», только наполовину, а остальная половина распределена среди 4 оффшорных компаний). Что само по себе достойный повод для привлечения внимания правоохранительных органов.

 Вот тут и начинается сходство Сиенко с Васильевой, которое недавно невольно обозначил замминистра обороны Руслан Цаликов, занимающийся реформированием Оборонсервиса. Следствию удалось выяснить, что из 400 миллиардов рублей задолженностей этой компании половина (!) носила внутренний характер. То есть, одна дочерняя структура должна была другой. Этакий круговорот долгов в природе. Кто-то явно у кого-то учился: то ли Сиенко у Васильевой, то ли наоборот.

С обещанными «новейшими видами вооружений», как оказалось, тоже не все так гладко. Волей-неволей самому Сиенко пришлось признать, что в адрес танковой продукции завода звучит много критики. Военные очень недовольны и  двигателем танка, и коробкой передач, и зарядом и многим другим. Если все перечисленные недостатки действительно военными обнаружены, что же остается от танков и где их использовать? Может, на танковых стволах сушить продаваемое заводом белье?

 Правда, Сиенко все списывает на то, что замечания адресовались заводу давно, и он тут ни причем. А сами недостатки устраняются или даже уже устранены. Но военных его сладкие речи не убедили. Сначала тогдашний начальник Генштаба Николай Макаров сообщил, что Минобороны приостанавливает закупку бронетехники на целых пять лет (среди них был и «Объект 195», танк четвертого поколения). Потом начальник вооружения ВС РФ Владимир Поповкин заявил о закрытии проекта «Объект 195» по причине его моральной устарелости.

На прежнее руководство списывать просчеты топ-менеджеров Уралвагонзавода становится все труднее. В этом году появились вопросы в отношении многомиллиардного государственного кредита, полученного компанией для решения проблемы с эргономикой в модернизированном танке Т-72. Из-за этих проблем, фактически, невозможно использовать тепловизионный прицел, хотя ради этого вся модернизация и затевалась. Но Олег Сиенко оказался человеком с хорошим чувством юмора, списав проблемы с эргономикой на… акселерацию.

Печальный итог инновационного творчества Олега Сиенко выразился в таких же печальных цифрах. Только за девять месяцев прошлого года убыток УВЗ составил 1,2 миллиарда рублей. А Минобороны по-прежнему не хочет покупать уральские танки по причине их крайней дороговизны и моральной устарелости.

Впрочем, государственных денег не жалко. Может, еще дадут. Лоббистские способности Сиенко ведь никуда не делись. Тем более, все помнят, как «мужики с Уралвагонзавода» во главе со своим директором яростно поддерживали президента, как грозились приехать в Москву и навести ней порядок. «Это наша гражданская позиция! – заявил тогда Сиенко. – Нация должна сплачиваться, когда трудно». Золотые слова. Только на голом патриотизме танки никуда не едут, а если и едут, то до первых мин, защиту от которых наши «инновационщики» так и не удосужились предусмотреть. Вот и остается, что наряжать танкистов в бронированные штаны, которые, без сомнения, уже находятся в разработке УВЗ.

Александр НЕЖИНСКИЙ

novayagazeta.ru